Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17.
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Комментирует протоиерей Андрей Андронов
Пост занимал в религиозной жизни иудеев очень важное место. Его накладывали на себя во время опасности, общественных и личных бедствий, в воспоминание о трагических событиях истории еврейского народа. Так, например, правоверные иудеи постились в день памяти разрушения Иерусалимского Храма. Пост был внешним проявлением глубокой покаянной молитвы, а потому он имел особые атрибуты: постящийся посыпал голову пеплом, одевался в худую одежду, снимал сандалии, отказывался от вкушения всякой пищи. Все это было символом сугубого предстояния перед Богом в сокрушении сердца. Пост был временем скорби.
Видимо в то время, когда происходят описываемые события, в Иудее был объявлен один из подобных всенародных постов. Некоторые толкователи предполагают, что была засуха, и евреи усердным говением и молитвой старались привлечь к себе милость Божию. В глазах народа это дело было таким важным, что даже последователи Иоанна Крестителя, которые не были противниками Христа, упрекают Его в том, что Он распустил Своих учеников, и они не принимают участие во всенародной скорби. То есть ведут себя, словно безбожники.
Ответ Христа знаменателен. Он называет Себя женихом. На Востоке свадебные торжества продолжалась целую неделю. Гости воздавали жениху и невесте почести, словно царю и царице. Это торжество и радость с ними разделяли самые близкие друзья, которых и называли «сынами брачного чертога» или, по-нашему, друзьями жениха, свидетелями. Сравнивая Себя с женихом, Господь говорит, что время скорби для евреев закончилось. Ведь Тот, Кого они ждали так долго, Мессия, пришел к ним. Настало время радости. Ведь никто не будет скорбеть и накладывать на себя пост во время брака. Время поститься настанет позже, когда Жених покинет Свой народ, то есть взойдет на крест.
Ответ Спасителя непонятен слушателям. О какой еще радости говорит этот Человек? Откуда ей взяться? Именно на это молчаливое недоумение Господь и отвечает притчей о старых одеждах и емкостях для вина. И ткань платья, и кожа бурдюка для того, чтобы их использовать, должны быть эластичны, мягки, податливы. А это возможно лишь в том случае, когда они, после долгой обработки, только недавно вышли из рук мастера. В противном случае, если одежда и емкость ветхие, дебелые, грубые, ссохшиеся они просто не выдержат нагрузки, треснут, рассыпятся в прах. Именно по этой причине и слушатели Христа не могут понять смысл Его слов. Ведь их души, сердца и умы еще дряхлые, они еще не обновлены дыханием Божественной благодати, а потому то, о чем говорит Спаситель и остается для них загадкой.
Слова Спасителя обращены отнюдь не только к ученикам Иоанна. В той же ситуации находится каждый, кто старается следовать за Христом. Точно так, как ученики Иоанна и другие евреи, мы пытаемся призвать Бога в свою жизнь. Точно так, как они, мы, следуя уставу Церкви, накладываем на себя ограничения в виде поста, усердной молитвы, понуждаем себя к покаянию, стараемся со смирением переносить те удары, которые посылает нам жизнь. А той брачной радости, которая рождается от присутствия в нашей жизни жениха-Христа, все нет и нет. Почему так? Не по той ли это причине, что мехи еще не готовы? Что кожа ветхая? Не по той ли причине, что всеми этими скорбями, непредвиденными и добровольными, Господь, как искусный Мастер, выделывает кожу нашей души. От нас требуется немного: набраться терпением и с доверием к Нему продолжать делать свое дело. Господь знает сроки. Душа должна стать мягкой, эластичной, податливой, готовой принять в себя то драгоценное содержание, которым Он желает нас наполнить. Именно тогда Господь придет к нам, придет как жених, готовый насытить наше сердце новым вином, вином радости и веселья брачного торжества.
Matthew, Chapter 9, verses 14-17.
14 Then the disciples of John come to him and say: Why do we and the Pharisees fast a lot, and your disciples do not fast?
15 And Jesus said unto them, Can the sons of the bridechamber mourn, while the bridegroom is with them? But the days will come when the bridegroom will be taken from them, and then they will fast.
16 And no one attaches patches of unbleached cloth to dilapidated clothing, for the newly sewn will be removed from the old, and the hole will be even worse.
17 Young wine also is not poured into decrepit furs; otherwise, the wineskins break out and the wine flows out and the wineskins disappear, but the young wine is poured into new wineskins, and both are saved.
Comments Archpriest Andrei Andronov
Fasting occupied a very important place in the religious life of the Jews. He was imposed upon himself in times of danger, social and personal disasters, in remembrance of the tragic events of the history of the Jewish people. So, for example, the faithful Jews fasted on the day of remembrance of the destruction of the Jerusalem Temple. Fasting was an outward manifestation of deeply repentant prayer, and therefore it had special attributes: the fasting person sprinkled ash on his head, dressed in thin clothes, took off his sandals, and refused to eat any food. All this was a symbol of pure appearance before God in the contrition of the heart. Fasting was a time of tribulation.
Apparently at the time when the events described were taking place, one of such popular posts was announced in Judea. Some commentators suggest that there was a drought, and the Jews tried with earnest prayer and prayer to attract God's mercy. In the eyes of the people, this matter was so important that even the followers of John the Baptist, who were not opponents of Christ, reproached Him for having dismissed His disciples, and they did not take part in the nationwide tribulation. That is, they act like godless people.
Christ's answer is significant. He calls himself the bridegroom. In the East, wedding celebrations lasted a whole week. The guests paid tribute to the bride and groom, as if to the king and queen. This triumph and joy was shared by their closest friends, whom they called the "sons of the bridal chamber" or, in our opinion, friends of the groom, witnesses. Comparing Himself to the bridegroom, the Lord says that the time of tribulation for the Jews is over. After all, the One whom they had been waiting for so long, the Messiah, came to them. It is time for joy. After all, no one will grieve and impose a post during marriage. The time for fasting will come later, when the Bridegroom leaves His people, that is, he ascends to the cross.
The Savior’s response is incomprehensible to the audience. What other joy is this Man talking about? Where does she come from? It is to this silent bewilderment that the Lord answers the parable of old clothes and wine containers. Both the fabric of the dress and the skin of the wineskin must be elastic, soft, pliable in order to use them. And this is only possible if, after a long processing, they only recently got out of the hands of the master. Otherwise, if the clothes and container are dilapidated, dull, rough, shriveled, they simply can not withstand the load, crack, crumble to dust. It is for this reason that the listeners of Christ cannot understand the meaning of His words. After all, their souls, hearts and minds are still decrepit, they have not yet been renewed by the breath of Divine grace, and therefore what the Savior talks about remains a mystery to them.
The words of the Savior are addressed not only to the disciples of John. Everyone who is trying to follow Christ is in the same situation. Just like the disciples of John and other Jews, we are trying to call God into our lives. Just as they, we, following the Church’s charter, impose restrictions on ourselves in the form of fasting, earnest prayer, compel ourselves to repentance, try with humility to bear the blows that life sends us. But that marriage joy that is born from the presence of the bridegroom-Christ in our lives is still not there. Why is that? Is this for the reason that the bellows are not ready yet? What skin is decrepit? Is it not for the reason that with all these sorrows, unforeseen and voluntary, the Lord, as a skillful Master, makes the skin of our soul. Little is required of us: to be patient and trust in Him to continue to do our work. The Lord knows the timing. The soul must become soft, supple, supple, ready to accept the precious content with which He wants to fill us. It is then that the Lord will come to us, come as a bridegroom, ready to saturate our hearts with new wine, the wine of joy and joy of marriage.