Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 27-38.
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30 Я и Отец – одно.
31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,-
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении мы слышали, как стремительно нарастает конфликт между Иисусом и иудеями. Противопоставив упрямых и зацикленных на своих представлениях иудеев Своим послушным овцам, которые слышат голос их Пастуха, понимают Его и следуют за Ним, Иисус свидетельствует, что Он Сам – гарант их безопасности, потому что они – в руке не человеческой, но Божией. И затем Иисус произносит слова, которые едва не стоили Ему жизни: «Я и Отец – то есть Бог – одно!»
Не понимая, что перед ними – Сам Сын Божий, Единосущный Богу по природе, иудеи воспринимают эти слова из уст человека как явное богохульство. А значит – теперь есть возможность совершенно законно расправиться с этим человеком и покончить с этой сплошной загадкой: богохульство требует побиения камнями насмерть. Обрадованные таким поворотом, иудеи начинают подбирать камни покрупнее, чтобы забросать ими Иисуса. Реальная смертельная опасность налицо: но Иисус не пытается ни оправдываться, ни бежать, ни упрашивать своих палачей. Он хладнокровно стоит на месте, и с иронией спрашивает: интересно, за какое из тех добрых дел, которые Я показал вам от Моего Отца, вы хотите меня убить? Изумлённые таким спокойствием, иудеи говорят: дело не в Твоих добрых делах, а в том, что Ты, будучи человеком – равняешь Себя с Богом! А это – явное богохульство! И здесь Иисус обращает их же оружие против них самих: вы хотите Меня побить камнями по слову закона Моисея? Но разве в вашем же законе не обращается Бог к людям со словами: «Вы – боги и сыны Всевышнего – все вы?» В истории еврейского народа судьи, которые решали самый широкий круг вопросов, нередко именовались именно богами – поскольку были своего рода «представителями» Бога в народе, выполняли возложенное на них Богом служение, были проводниками правды Божией среди евреев. И не знать этого иудеи, естественно, не могли. Таким образом, с формальной точки зрения, придираться к словам Иисуса уже не особо-то и получается. И если простых людей – которыми и были судьи – можно было именовать богами – то тем более следует так сказать о Том, Кого Сам Бог освятил и отправил в мир – посмотрите на Мои дела, каких никто не совершал – говорит Иисус, – и ответ будет очевиден! Если этих дел нет – пожалуйста, вы имеет полное право не верить Мне! Но когда эти дела налицо – вы уже не можете пройти мимо них, вы не должны их игнорировать!
А раз эти дела очевидны, невозможно не задаться вопросом: почему ранее никто подобного не совершал? Для объективно настроенного человека ответ будет только один: отношения Иисуса и Бога – исключительные, такой близости в истории не было ни у одного из людей, какими бы святыми и избранными они ни были!
Не следует нам торопиться с лёгкостью осуждать иудеев за их непонимание. По сей день тайна воплощения Бога, тайна соединения Божества с человечеством в лице Иисуса Христа – это непостижимая тайна домостроительства нашего спасения. И подходить к ней следует не с холодным скальпелем надмевающегося ума, а с благоговением перед непостижимостью Божественного замысла. По сей день человеку проще верить в Бога – далёкого, непостижимого, недоступного – нежели чем поверить в то, что Такой Бог стал полноценным человеком, таким же, как и каждый из нас. Вот почему надо постоянно читать Евангелие, всматриваться в образ Иисуса, пропитываться, словно губка, словами и смыслами благовестия. Без этого легко может произойти в нашем сознании незаметная подмена – поглощение человечества Христа Божественностью, и мы снова соскользнём в языческое представление о Боге – далёком, опасном, чужом.
Давайте же, братья и сёстры, не будем лениться каждый день открывать Евангелие и питать свою душу живительным Словом Божиим!
The Gospel of John, Chapter 10, verses 27-38.
27 My sheep hear my voice, and I know them; and they follow me.
28 And I give them eternal life, and they shall never perish; and no man shall take them out of my hand.
29 My Father, who gave them to me, is greater than all; and no one can steal them from the hand of My Father.
30 I and the Father are one.
31 Then the Jews took up stones again to stone him.
32 Jesus answered them, "I have shown you many good works from your Father; for which of them do you want to stone Me?
33 The Jews answered and said to Him, "We do not want to stone You for a good cause, but for blasphemy and because You, being a man, make Yourself God."
34 Jesus answered them, Is it not written in your law: I said, Are you gods?
35 If He called the gods those to whom the word of God was, and the Scripture can not be broken.
36 To him, whom the Father has sanctified and sent into the world, you say: blaspheme, because I said: I am the Son of God?
37 If I do not the works of my Father, believe me not;
38 But if I do, then, when you do not believe Me, believe My works to know and believe that the Father is in Me and I in Him.
Commented Archpriest Pavel Velikanov.
In today's reading, we have heard the rapidly growing conflict between Jesus and the Jews. By contrasting the stubborn and obsessed Jews with their obedient sheep who hear the voice of their Shepherd, understand and follow Him, Jesus testifies that He Himself is the guarantor of their safety, because they are in the hand not of human, but of God. And then Jesus utters words that almost cost him his life: "I and the Father - that is God - one!"
Not realizing that before them is the Son of God Himself, Consubstantial in nature, Jews perceive these words from the mouth of man as blasphemy. So - now there is the opportunity to completely rightfully deal with this person and end this whole mystery: blasphemy requires stoning to death. Gladdened by this turn, the Jews begin to pick up larger stones to throw Jesus at them. The real deadly danger is obvious: but Jesus does not try to justify himself, nor to flee, or to entreat his executioners. He calmly stands still, and with irony asks: interestingly, for which of those good deeds that I showed you from My Father, you want to kill me? Amazed at this calm, the Jews say: it's not in Your good works, but in the fact that You, being a man, equate yourself with God! And this is blasphemy! And here Jesus draws their own weapons against them: do you want to stone me with stones according to the word of the law of Moses? But does not God in your law refer to people with the words: "Are you gods and sons of the Most High - are you all?" In the history of the Jewish people, judges who solved a wide range of issues were often called gods - because they were some kind of "representatives "God in the people, fulfilled the service entrusted to them by God, were the vehicles of God's righteousness among the Jews. And the Jews, naturally, could not not know this. Thus, from a formal point of view, finding fault with Jesus' words is no longer the case. And if ordinary people - who were judges - could be called gods, then all the more so should be said about Him, whom God Himself sanctified and sent to the world - look at My works, which no one did, says Jesus, and the answer will be It's obvious! If these things are not - please, you have every right not to believe Me! But when these things are there - you can not pass them by, you should not ignore them!
And since these cases are obvious, it is impossible not to ask: why did not anyone do this before? For an objectively minded person, there will be only one answer: the relationship of Jesus and God is exceptional, no one in history has had such a closeness in history, no matter how holy and chosen they are!
We should not rush to lightly condemn the Jews for their misunderstanding. To this day, the mystery of the incarnation of God, the mystery of the union of the Divine with humanity in the person of Jesus Christ, is the incomprehensible mystery of the economy of our salvation. And one should not approach it with the cold scalpel of the suppressed mind, but with reverence for the incomprehensibility of the Divine plan. To this day it is easier for a person to believe in God - far, incomprehensible, inaccessible - than to believe that such a God has become a full-fledged person, the same as each of us. That's why we must constantly read the Gospel, look at the image of Jesus, soak in the words and meanings of the gospel, like a sponge. Without this, an inconspicuous substitution - the absorption of Christ's humanity by Divinity - can easily take place in our consciousness, and we will again slip into the pagan concept of God - distant, dangerous, alien.
Let us, brothers and sisters, not be lazy every day to open the Gospel and nourish our soul with the life-giving Word of God!