Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 1-8.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Перед нами отрывок большой речи Спасителя, которая называется Нагорная проповедь. В этом отрывке содержатся три простых, но глубоких мысли. Давайте всмотримся в них и зададим себе вопрос: что в них особенного? Неужели до Христа никто никогда об этом не говорил? Неужели Он первый указал на эти законы?
Не осуждайте ближнего, говорит Христос, ведь и сам ты не лишен недостатков. И если ты покроишь своего ближнего милостью, Бог в свое время помилует и тебя. Оказывается, мысль совершенно не нова. Так, например, призывали воздерживаться от осуждения иудейские раввины времен Спасителя. Не случайно в их среде появилась поговорка: «Кто благосклонно судит своего соседа, того благосклонно будет судить Бог».
Далее Христос говорит: не спешите рассуждать с первым встречным об истинах веры. Ведь он может быть еще к этому не готов и по своему невежеству или же даже озлобленности начнет насмехаться над святыней. И эту мысль мы встречаем на страницах Ветхого Завета. Псы и свиньи – нечистые животные, которые в Библии символизируют человека укорененного во зле, человека, который противится слову Бога, ведь оно будоражит его совесть. А потому, лишь бы не менять свою жизнь, ему легче высмеять праведника, и в переносном и в прямом смысле растерзать того, от кого исходит слово о Боге. Именно эта мысль содержится в словах 21 псалма, который говорит о страданиях невинного Христа: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои».
Наконец, Христос призывает Своих слушателей быть настойчивым в молитвах к Богу, никогда не терять надежды. Господь все слышит и в нужное время исполнит то, что для нас полезно. И опять же, подобную мысль мы находим у еврейских учителей. Так, они говорят: «Человек досадует и злится, когда друзья обращаются к нему с просьбами, а Бог любит человека все больше и больше, когда он обращается к Нему со своими просьбами и нуждами».
Можно пойти дальше и выйти за рамки отрывка, который мы только что услышали. Даже заповедь о любви к ближнему, которую часто провозглашают кульминацией Евангельского учения, была известна евреям задолго до Христа. В одной из своих книг, которая называется Левит, пророк Моисей говорит прямо: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Это любовь, согласно ветхозаветному закону, распространяется и на единоплеменников и на пришельцев, то есть чужестранцев.
Получается, что большинство идей, которые содержатся в Нагорной проповеди, в том или ином виде были озвучены еще до Христа. Более того, подобные мудрые изречения мы можем встретить не только у евреев, но и в сакральных текстах других религий. В чем же тогда уникальность Евангелия, если те законы жизни, о которых оно говорит, в том или ином виде давным-давно были озвучены? В чем, наконец, уникальность христианства?
Уникальность Евангелия и христианства не в том, что они открывают какой-то новый закон. Их уникальность в том, что только они говорят о Христе. Без Христа наша нравственность, наши ритуальные установления, наше богословие не имеют никакого смысла. Без Христа все это лишь морализаторство, обрядоверие и схоластика. Как сказал апостол Павел, без Христа Воскресшего тщетна наша вера.
Дай же нам, Господи, мудро следовать Твоим законам. Пусть наши добрые дела, наши посты, наши богослужения и молитвы, наши рассуждения о Боге служат той единственной цели, ради которых они и существуют: помогают нам всей душей и сердцем познать Тебя и проводить все свою жизнь в глубоком личном общении с Тобой.
Matthew, Chapter 7, verses 1-8.
1 Do not judge, but you will not be judged,
2 For by what judgment you judge, you shall be so judged; and with what measure you measure, so will they measure you.
3 And what do you look at the bitch in the eye of your brother, but do not feel the logs in your eye?
4 Or as you say to your brother: “give me, I will take out a bitch from your eye”, but, is there a log in your eye?
5 Hypocrite! first remove the log from your eye and then you will see how to remove the knot from the eye of your brother.
6 Do not give sanctuary to the dogs and do not throw your pearls before the pigs, so that they do not trample it under their feet and, turning, do not tear you to pieces.
7 Ask, and it will be given to you; seek and find; knock, and they will open it to you;
8 For everyone who asks receives, and he who seeks finds, and to him who knocks it will be opened.
Comments priest Dmitry Baritsky.
Before us is an excerpt from the great speech of the Savior, which is called the Sermon on the Mount. This passage contains three simple but deep thoughts. Let's peer at them and ask ourselves the question: what is special about them? Did no one ever talk about this before Christ? Was He the first to point out these laws?
Do not judge the neighbor, says Christ, because you yourself are not without flaws. And if you cover your neighbor with mercy, God will have mercy on you in due time. It turns out that the idea is not entirely new. Thus, for example, the Jewish rabbis of the time of the Savior were called to refrain from condemning. It is no accident that a proverb appeared in their midst: “He who favorably judges his neighbor, God will favorably judge.”
Then Christ says: do not rush to talk with the first comer about the truths of faith. After all, he may not be ready for this yet, and due to his ignorance or even bitterness, he will begin to taunt the shrine. And this idea we meet in the pages of the Old Testament. Dogs and pigs are unclean animals that in the Bible symbolize a person rooted in evil, a person who resists the word of God, because it excites his conscience. And therefore, just not to change his life, it is easier for him to ridicule the righteous, and in the figurative and literal sense to tear apart the one from whom the word about God comes. This very idea is contained in the words of the 21st Psalm, which speaks of the suffering of the innocent Christ: "For the dogs surrounded me, a crowd of evil surrounded me, pierced my hands and my feet."
Finally, Christ calls on His hearers to be persistent in prayers to God, never to lose hope. The Lord hears everything and at the right time will fulfill what is good for us. And again, we find a similar idea among Jewish teachers. So, they say: "A man is annoyed and angry when friends turn to him with requests, and God loves a man more and more when he turns to Him with his requests and needs."
You can go further and go beyond the passage that we just heard. Even the commandment of love for one's neighbor, which is often proclaimed the culmination of gospel doctrine, was known to Jews long before Christ. In one of his books, called Leviticus, the prophet Moses says bluntly: “Love your neighbor as yourself” (Lev. 19:18). This love, according to the Old Testament law, extends to fellow tribesmen and aliens, that is, strangers.
It turns out that most of the ideas contained in the Sermon on the Mount, in one form or another, were voiced before Christ. Moreover, we can find similar wise sayings not only among Jews, but also in sacred texts of other religions. What then is the uniqueness of the Gospel, if those laws of life, about which it speaks, in one form or another were long ago voiced? What, finally, is the uniqueness of Christianity?
The uniqueness of the gospel and Christianity is not that they discover some new law. Their uniqueness is that only they talk about Christ. Without Christ, our morality, our ritualistic institutions, our theology have no meaning. Without Christ, all this is just moralizing, ritualism and scholasticism. As the apostle Paul said, without Christ the Risen, our faith is in vain.
May God, wisely, follow Your laws. May our good deeds, our fasts, our services and prayers, our discussions about God serve the only purpose for which they exist: to help us with all our hearts and souls to know You and spend our entire lives in deep personal communication with You.