ПЕНИЕ ТАМПЛИЕРОВ (Ensemble Organum)
Марсель Перес
Один из самых цельных и мощных альбомов Ensemble Organum - знаменитого французского хора, в сотрудничестве с ведущими музыковедами-медиевистами занимающегося реконструкцией старинной музыки.
Поистине рыцарский альбом - величественный, но не подавляющий, воинский, но молитвенный.
Запись сделана в декабре 2005 г. в аббатстве де Фонтевро - королевской усыпальнице рода Плантагенетов.
....
Запись начинается с антифона Crucem tuam. Его текст напоминает об основах христианской веры, средоточие которой - воскресение Христа: претерпев крестную муку, Он победил силы ада и смерти. Это тип широкоупотребительного антифона, который иногда могли петь и вне богослужения, чтобы разжечь в сердцах пламя живой веры. Затем следуют три песнопения из праздничной службы Преображения. Респонзории Benedicat nos and honor и Virtus et potestas взяты из ночного оффиция, тогда как антифон Magnificat - из вечерни. В Ордене Храма праздник Преображения был особо почитаем, чем и объясняется столь торжественное исполнение Magnificat, в котором часть антифона повторяется каждые три или четыре стиха.
Затем наступает черёд знаменитого антифона Media vita, который в определённое время года поётся на вечерне в качестве введения и заключения к евангельскому гимну Nunc dimittis. Этот антифон тоже иногда пели вне литургического контекста. Ему приписывалась магическая сила, что часто вынуждало духовные власти контролировать и ограничивать его употребление. После этого мы представляем песнопение Kyrie, литургическая роль которого в начале мессы заключается в восхвалении величия Божия - единственной силы, способной исправить слабость и несовершенство человеческой души. Раз в году Kyrie поётся вне мессы - с него начинается вечерня первого дня пасхи. Именно это Kyrie мы выбрали для записи. Но гимн Kyrie мог также использоваться, чтобы укрепить дух воинов, когда войска развертывались в боевом порядке. Здесь монодия чередуется с трёхчастной полифонией - следование приемам парижского дисканта (здесь: вид средневекового двухголосия) в том виде, в котором он дошёл до нас в единственной сохранившейся работе мастера Альберта Парижского (регента собора Сент-Этьен) из старинной рукописи Calixtinus: Congaudeant catholici.
Затем следуют два антифона, определяющие духовный контекст деятельности Ордена. Зачастую тамплиеров воспринимают только в качестве воинов. При этом забывается фундаментальная предпосылка их мировоззрения: молитвенники, взявшиеся за оружие только ради того, чтобы защитить мир и таким образом позволить человечеству познать величие Божьего Слова. В этом заключается смысл антифона Da pacem Domine in diebus nostris. Эта же мысль подчёркивается декламацией стихов из псалма 122-го (здесь: западная нумерация; псалом 121-й в синодальном переводе), который вызывает в воображении картину мирного Иерусалима, явившегося людям. Наконец, точно так же, как каждую ночь перед отдыхом тамплиеры обращались с последней молитвой к Деве Марии, этот краткий обзор литургической жизни Ордена Храма завершается возвышенным гимном Salve Regina. Этот антифон, столь широко распространенный во всём западном христианском мире, представлен здесь в необычной форме, с тремя стихами, которые выражают тайну Боговоплощения.
ENSEMBLE ORGANUM
Marseille Perez
One of the most integral and powerful albums of Ensemble Organum is the famous French choir, in collaboration with leading media-medieval musicians engaged in the reconstruction of old music.
A truly knight album is a majestic, but not overwhelming, military, but prayerful.
The entry was made in December 2005 in the abbey de Fonetro-royal tomb of plantagenets.
....
Recording starts with antifone Crucem Tuam. His text is reminded of the foundations of the Christian faith, whose focus is the Resurrection of Christ: Pretary the Cross Flour, he defeated the forces of hell and death. This is the type of widespread antifone, which could sometimes sing and outside the worship in order to regret in the hearts of the Live Faith. Then three chants are followed from the festive transformation service. Responioria Benedicat Nos and Honor and Virtus et Potestas are taken from night offices, while the Magnificat antifone is from the evening. In the Order of the Temple of the Transfiguration, it was especially read than and explained as the solemn performance of Magnificat, in which part of the antifone repeats every three or four verses.
Then the cereals of the famous Antifone of Media Vita comes, which at a certain time of the year will be on the evening as an introduction and conclusion to the evangelical hymn of Nunc Dimittis. This antifone is also sometimes sang outside the liturgical context. He was attributed to the magical power, which often forced spiritual authorities to control and limit its use. After that, we present the Kyrie chant, whose liturgical role in the beginning of the Mass lies in the praise of the greatness of God - the only force capable of correcting the weakness and imperfection of the human soul. Once a year, Kyrie walks out the Mass - the evening of the first day of Easter begins with him. It is this kyrie that we chose to record. But the hymn Kyrie could also be used to strengthen the spirit of warriors when the troops were deployed in combat order. Here, the monodem alternates with a three-part polyphonia - following the techniques of the Paris Cottage (here: the type of medieval two-riding) in the form in which he reached us in the only preserved work of the Master Albert Paris (Regent Saint-Etienne Cathedral) from the old manuscript Calixtinus: Congaudeant Catholici.
Then two antifones are followed, which determine the spiritual context of the Order of the Order. Often, the Templars are perceived only as warriors. At the same time, the fundamental premise of their worldview is forgotten: prayer rooms, who took the weapon only to protect the world and thus allow humanity to know the greatness of God's Word. This is the meaning of Antifone Da Pacem Domine in Diebus Nostris. The same thought is emphasized by the declamination of poems from Psalm 122nd (here: Western numbering; Psalm 121st in the synodal translation), which causes a picture of the peaceful Jerusalem who has appeared in imagination. Finally, in the same way as every night, the Templars addressed the last prayer to the Virgin Mary, this brief overview of the liturgical life of the Order of the Temple ends with an elevated hymn Salve Regina. This antifone, so widespread in all Western Christian world, is presented here in an unusual form, with three verses that express the mystery of the award.