Экхарт Толле
"Почему так много боли и страдания в мире? Если есть божественное всезнающее Сознание, как оно может позволять детям рождаться в настолько ужасных обстоятельствах, в местах, таких как Судан и подобных. "
Чтобы дать полный ответ на вопрос человеческого страдания или страдания других существ также, требовалось бы полное понимание цели Вселенной на концептуальном уровне, являющимся уровнем, на котором оперирует человеческий ум. Никакое человеческое существо этим пониманием не обладает. И никакое человеческое существо не может им обладать, потому что абсолютная цель Вселенной идёт далеко за пределы того, что может быть понято посредством созданных умом концепции. Так что никто не может дать абсолютного объяснения, но мы можем найти приближение, проблеск понимания цели страдания человечества на планете. Так что я буду стремиться дать вам такой проблеск понимания. Это не полное видение: не может быть такой вещи для концептуального человеческого ума.
Полное понимание возможно, но оно полностью за пределами концепций. Таким образом, нет ничего, что я мог бы вербализировать. Это никогда не концептуализировать – это невозможно.
Так что, когда вы смотрите на человеческое страдание, вы начинаете с вашей собственной жизни. Потому что есть ли что-либо, что вы можете выучить, или выучили из вашей собственной жизни? Итак, когда я даю ответ, я смотрю на мою собственную жизнь и вижу: страдание, через которое прошла эта форма, какова была цель всего этого? И сейчас я могу видеть очень ясно. Я не мог этого видеть посреди страдания. Моё страдание было больше частью психологическим, но оно может быть настолько же интенсивным, как и физическое страдание (есть два уровня). Я не понимал, какова цель, когда я был посреди страдания. Сейчас я вышел из страдания, и я понимаю, что без страдания моё сознание бы не пробудилось от отождествления с формой, и эго, и мыслями. Так что я могу очень ясно видеть, что мне нужно было пройти через это, чтобы случилось пробуждение. Если бы я не был пронзён этим страданием, сознание бы не пробудилось, я бы не сидел здесь, разговаривая с вами, и вы бы не сидели здесь, слушая меня.
И, таким образом, очень часто, когда вы задаёте всеобъемлющие вопросы, вы начинаете с вашей собственной жизни, потому что как говорится: «как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху». Так что, чтобы получить проблеск цели Вселенной очень часто взгляд на свою собственную жизнь может оказать огромную помощь, потому что то, что истинно в жизни индивидуума будет так же истинно на вселенском уровне, или масштабе.
Так что тогда я могу видеть… Так же на протяжении многих лет ко мне приходили многие люди, подтверждавшие, что то, что я пережил – страдание и следующее за ним пробуждение – случилось так же и с ними. Многие-многие люди не пришли бы к этому учению, если бы не было предшествующего страдания. Страдание привело их не обязательно к этому учению, но к духовному измерению. Во многих случаях не к немедленному пробуждению, но к открытию. К началу процесса пробуждения. Многие-многие люди говорили мне, что если бы не было того, что произошло со мной: смерти любимого, если бы не было серьёзного заболевания, которым я ограничен, потери всех моих денег и моего дома, работы, различных страданий, если я бы не стал бездомным, если бы не было всех этих зависимостей, которые почти прикончили меня, если бы не было всего этого – меня бы здесь сейчас не было.
Так что у нас уже есть небольшой проблеск того, что происходит с индивидуумом, место страдания в индивидууме. И давайте посмотрим, может ли это быть применено и как это будет работать, если это можно применить к большому масштабу, к человечеству в целом. Вопрос сформулирован способом, который часто используется, но часто люди заменяют слово «сознание» словом «Бог»: «Если есть божественное всезнающее сознание, как оно может позволять детям рождаться в таком ужасном страдании». Этот вопрос, как я говорил, задавался в немного отличающихся формах много раз: если есть Бог (это общепринятый вопрос), если есть Бог – как он может позволять всё это страдание, детское и тому подобное. Рождаться в страдании.
Вопрос подразумевает, что там есть Бог, а здесь разворачивается жизнь, которая включает страдание. Так что вопрос подразумевает, что есть некая контролирующая сущность где-то, которая способна либо позволить это (или другими словами не вмешиваться), или способна устранить страдание людей, но не делает этого. И затем люди приходят к всевозможным заключениям: если Бог может облегчить страдания, но не делает этого, тогда Бог должен быть злым! И люди затем пытаются найти ответ на вопрос, не осознавая, что сам вопрос уже содержит ошибочное предположение. И ошибочное предположение заключается в том, что есть Бог там, и остальная жизнь, разворачивающаяся здесь, внизу. Бог, или божественное сознание, как он назван здесь, где-то ещё контролирует вещи.
Но Бог, или божественное сознание, присутствует в каждой форме жизни. Бог присутствует к?6?
So we already have a small glimpse of what is happening to the individual, the place of suffering in the individual. And let's see if this can be applied and how it will work, if it can be applied on a large scale, to humanity as a whole. The question is formulated in a way that is often used, but often people replace the word “consciousness” with the word “God”: “If there is a divine omniscient consciousness, how can it allow children to be born in such terrible suffering.” This question, as I said, was asked in slightly different forms many times: if there is God (this is a generally accepted question), if there is God, how can he allow all this suffering, childish and the like. To be born in misery.
The question implies that there is God, and here life unfolds, which includes suffering. So the question implies that there is some kind of controlling entity somewhere that is capable of either allowing this (or in other words not interfering), or capable of eliminating the suffering of people, but does not. And then people come to all kinds of conclusions: if God can alleviate suffering, but does not, then God must be evil! And people then try to find the answer to the question, not realizing that the question itself already contains an erroneous assumption. And the erroneous assumption is that there is God there, and the rest of life unfolding here below. God, or divine consciousness, as he is called here, somewhere else controls things.
But God, or divine consciousness, is present in every form of life. God is present to? 6?