ТЕКСТ 1
Шри Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту: О царь, ниже Паталы, на расстоянии примерно тридцати йоджан, находится обитель одного из воплощений Верховной Личности Бога, Вишну, — Господа Ананты, или Санкаршаны. Он всегда стоит выше гун материальной природы, но, из-за того что Ему поклоняется Господь Шива, повелитель тамо-гуны, или гуны тьмы, Его иногда называют Тамаси. Господь Ананта управляет материальной гуной невежества, а также ложным эго всех обусловленных душ. Когда обусловленное живое существо думает: «Я — наслаждающийся, этот мир существует лишь для моего удовольствия», эти представления внушает ему Санкаршана. Так падшая, обусловленная душа мнит себя Верховным Господом.
ТЕКСТ 2
Вся эта необъятная вселенная покоится на одной из тысяч голов Господа Анантадевы и похожа на белое горчичное зерно. По сравнению с головой Господа Ананты она кажется совсем крошечной.
ТЕКСТ 3
Когда приходит время разрушения вселенной, Господь Анантадева, желая уничтожить все творение, начинает слегка сердиться, и из Его межбровья появляется трехглазый Рудра с трезубцем в руке. Этот Рудра, которого еще называют Санкаршаной, объединяет в себе одиннадцать Рудр, воплощений Господа Шивы. Он приходит, чтобы уничтожить все мироздание.
ТЕКСТ 4
Прозрачные розовые ногти на лотосных стопах Господа напоминают драгоценные камни, отшлифованные до зеркального блеска. Когда чистые преданные, а также предводители змеев с благоговением и любовью склоняются к стопам Господа Санкаршаны, они весело смеются, видя в Его ногтях свое отражение. И любой, кто созерцает их прекрасные лица, озаренные блеском драгоценных серег, испытывает огромное удовольствие.
ТЕКСТ 5
Пленительные длинные руки Господа Ананты, унизанные великолепными браслетами, всецело духовны и из-за своей белизны похожи на серебряные колонны. Когда прекрасные дочери змеиных царей в надежде снискать благосклонность Господа умащают Его руки кункумой, бальзамом из агуру и сандаловой пастой, от прикосновения к Его телу в них пробуждается желание. Понимая, о чем они думают, Господь милостиво улыбается им, и царевны смущаются, видя, что Ему известны их сокровенные помыслы. Тогда на их лицах тоже появляется очаровательная улыбка, и они обращают свой взор на лотосоподобное лицо Господа. Оно светится любовью к преданным, и розоватые глаза, которыми Он слегка вращает от опьянения, делают Его еще более привлекательным.
ТЕКСТ 6
Господь Санкаршана исполнен бесчисленных духовных качеств, за что Его и величают Анантадевой. Он — Сам Бог, Верховная Личность. Ради блага всех живых существ в материальном мире, Он остается в Своей обители, сдерживая гнев и терпеливо ожидая Своего часа.
ТЕКСТ 7
Шукадева Госвами продолжал: Полубоги, демоны, ураги [полубоги в облике змеев], сиддхи, гандхарвы, видьядхары и многие возвышенные мудрецы неустанно возносят Господу Ананте молитвы. Господь немного опьянен и оттого выглядит удивленным, а глаза Его, похожие на широко раскрывшиеся бутоны, неустанно двигаются. Своими сладкозвучными речами Он радует Своих приближенных, главных полубогов. Он облачен в синие одежды и двумя изящными руками держит на плече плуг. В одном ухе у Него красуется серьга. Тело Господа Ананты такое же белое, как у царя небес, Индры. Талия Его перехвачена золотым поясом, а шею украшает гирлянда вайджаянти из неувядающих цветов туласи. Опьяненные медовым ароматом этих цветов, вокруг гирлянды с приятным жужжанием вьются пчелы, и от этого гирлянда кажется еще прекраснее. Пребывая в Своей обители, Господь наслаждается Своими божественными играми.
ТЕКСТ 8
Те, кто серьезно намерен освободиться от оков материальной жизни, должны слушать о величии Анантадевы из уст духовного учителя, принадлежащего к парампаре. Если преданный все время размышляет о Санкаршане, Господь войдет в самую глубину его сердца и, изгнав оттуда всю скверну гун природы, разрубит тугой узел материальных привязанностей, возникший в незапамятные времена, когда живое существо пожелало добиться господства над материальной природой с помощью кармической деятельности. Нарада Муни, сын Господа Брахмы, всегда восхваляет Анантадеву в собрании приближенных своего отца. Он слагает в честь Санкаршаны чудесные, несущие блаженство стихи и поет их под звуки музыкального инструмента тумбуру [или вместе с райским певцом Тумбуру].
ТЕКСТ 9
Своим взглядом Верховный Господь наделяет гуны материальной природы способностью творить, поддерживать и разрушать вселенную. Он — Высшая Душа, Он безграничен и не имеет начала; Он один, и в то же время Он являет Себя во множестве ипостасей. Так разве могут люди постичь пути Всевышнего?
ТЕКСТ 10
Верховный Господь вмещает в Себя все проявление грубой и тонкой материи. Оказывая беспричинную ми?6?
TEXT 1
Sri Sukadeva Gosvami said to Maharaja Pariksit: O King, below Patala, at a distance of about thirty yojanas, is the abode of one of the incarnations of the Supreme Personality of Godhead, Vishnu, - Lord Ananta, or Sankarsana. He always stands above the modes of material nature, but because He worships Lord Siva, the lord of tamo-guna, or the modes of darkness, He is sometimes called Tamasi. The Lord Ananta rules the material mode of ignorance, as well as the false ego of all conditioned souls. When a conditioned living being thinks: "I am a enjoyer, this world exists only for my pleasure," Sankarsana inspires this view. So the fallen, conditioned soul thinks of himself as the Supreme Lord.
TEXT 2
All this vast universe rests on one of the thousand heads of Lord Anantadeva and looks like a white mustard seed. In comparison with the head of Lord Ananta, it seems quite tiny.
TEXT 3
When the time comes for the destruction of the universe, Lord Anantadeva, wishing to destroy the entire creation, begins to get slightly angry, and from his cross between the eye appears three-eyed Rudra with a trident in his hand. This Rudra, also called Sankarsana, unites the eleven Rudras, incarnations of Lord Siva. He comes to destroy the entire universe.
TEXT 4
Transparent pink nails at the lotus feet of the Lord resemble precious stones, polished to a mirror shine. When the pure devotees, as well as the leaders of the serpents bow down with reverence and love at the feet of Lord Sankarsana, they laugh gaily, seeing in His nails their reflection. And anyone who contemplates their beautiful faces, shining with the gleam of precious earrings, experiences great pleasure.
TEXT 5
The captivating long arms of Lord Ananta, laced with magnificent bracelets, are wholly spiritual and because of their whiteness are like silver columns. When the beautiful daughters of serpent kings, in the hope of gaining the favor of the Lord, put His hands in kankuma, balsam from agur and sandalwood paste, a desire awakens from touching His body in them. Realizing what they think, the Lord smiles mercifully at them, and the princesses are embarrassed, seeing that His innermost thoughts are known to Him. Then a charming smile appears on their faces, and they look at the lotus face of the Lord. It glows with love for the devotees, and the pinkish eyes, with which He slightly rotates from intoxication, make Him even more attractive.
TEXT 6
Lord Sankarsana is full of innumerable spiritual qualities, for which He is called Anantadeva. He is God Himself, the Supreme Person. For the good of all living beings in the material world, He remains in His abode, restraining anger and patiently waiting for His hour.
TEXT 7
Sukadeva Gosvami continued: The demigods, demons, hurricanes [demigods in the guise of kites], siddhis, gandharvas, vidyadharas and many sublime sages relentlessly offer prayers to Lord Ananta. The Lord is a little intoxicated and therefore looks surprised, and His eyes, like wide-opening buds, move relentlessly. With his mellifluous speeches, He pleases His approximate, major demigods. He is clad in blue robes and holds two plows on his shoulder with two graceful hands. In one ear He has an earring. The body of Lord Ananta is as white as the king of heaven, Indra. His waist is intercepted by a golden belt, and the neck is decorated with a garland of vajjayanti from the fading colors of the tulasi. Intoxicated by the honey aroma of these flowers, around the garland with a pleasant buzzing bees grow, and from this the garland seems even more beautiful. Staying in His abode, the Lord enjoys His divine pastimes.
TEXT 8
Those who seriously intend to free themselves from the bondage of material life, should listen to the greatness of Anantadeva from the mouth of a spiritual teacher belonging to parampara. If a devotee ponders Sankarshana all the time, the Lord will enter the very depths of his heart and, having expelled from there all the impurities of the modes of nature, will break the tight knot of material attachments that arose in the immemorial times when the living entity desired to gain dominion over material nature through karmic activity. Narada Muni, the son of Lord Brahma, always praises Anantadeva in the assembly of her father's associates. He composes in honor of Sankarsana wonderful, blissful verses and sings them to the sound of a musical instrument of the Tumbura [or together with the heavenly singer Tumbura].
TEXT 9
With his gaze the Supreme Personality of Godhead endows the modes of material nature with the ability to create, sustain and destroy the universe. He is the Supreme Soul, He is unlimited and has no beginning; He is one, and at the same time He reveals Himself in a multitude of hypostases. So how can people comprehend the ways of the Most High?
TEXT 10
The Supreme Lord contains in Himself all manifestation of gross and subtle matter. Providing causeless mi? 6?