«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Пьесы
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако, инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». С помощью одного лишь фортепиано автор применяет выработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями[11]. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.
Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.
Promenade (фр. Прогулка). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года».) У пьесы переменный размер — 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки — но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.
Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.
Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо[12]. Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой
“Pictures from the Exhibition” is a cycle of piano plays by the Russian composer Modest Petrovich Mussorgsky. It was written in 1874 in memory of a friend of Mussorgsky, an artist and architect Victor Hartmann.
Plays
"Pictures from the exhibition" is a vivid example of program music with its own characteristics. It in an original way combines pictures from real life with fabulous fiction and images of the past. The plays “paintings” are interconnected by the theme-sideshow “Walk”, which depicts Mussorgsky’s passage (“my physiognomy is visible in the interludes”) through the gallery and the transition from picture to picture. Such topics and the construction of the cycle are unique in classical music literature.
Mussorgsky, according to contemporaries, was an excellent pianist, literally bewitched the audience, sitting down at the instrument, and could depict anything. However, he composed relatively little instrumental music, most of all he was attracted to opera. Opera thinking penetrated into “Pictures”, and they are perceived as musical “one-actor theater”. With the help of only one piano, the author uses the techniques developed by him for intonational dramaturgy, dynamizes the figurative development of music with bold contrasts, sudden contrasts, unexpected thematic transformations [11]. Mussorgsky sets the task of creating a psychological portrait, penetrating the depths of his characters, which fundamentally distinguishes his work from simple sketches of Hartmann.
The author gave the names of the plays in a particular language depending on the subject; for each play there are also well-established Russian names.
Promenade (French. Walk). B flat major. The theme from this play is repeated several times throughout the cycle. It resembles Russian folk chants: the melody begins with one voice (“singing song”) and is picked up by the “choir”. The melody itself uses a five-step fret, characteristic of folk songs, without half-tones - pentatonic, it sounds in the range of a low female voice, as if imitating the folk style of singing. (The melodies have a similar structure, for example, in Tchaikovsky’s plays “July” and “November” from the cycle “Seasons”.) The play has a variable size - 5/4 and 6/4 per bar, the free rhythm of the chant “does not fit” into the rhythmic patterns of Western classical music - but the variable size very roughly reflects the alternation of strong and weak beats: the beginning of melodic phrases fall each time to different beats of the beat. Everything in this play - melody, tonality, rhythm, pace - works to create a feeling of light, spaciousness and spiritual purity.
In this topic, Mussorgsky simultaneously portrayed himself, moving from picture to picture: “My physiognomy is visible in the interludes,” he wrote to Stasov. The melodic line in most of the interludes is played heavily, which is sometimes seen as an imitation of the author’s gait.
The theme of “Walks” in nameless interludes varies, showing a change in the mood of the author; the tone also changes, modulating the listener for the next play. At first, interludes are heard in each interval, then less and less, as if the viewer is more immersed in the picture and less paying attention to the transitions.
It is interesting that Mussorgsky himself in letters to friends called the plays of “Pictures” with the word intermezzo, apparently considering “Walk” a leading topic and treating the whole form as a rondo [12]. Because of this structure, Pictures are sometimes called rondo suites.