Ряд святых Русской Церкви начинается равноапостольной княгиней Ольгой. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, но первой девственницей из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 г. Магдалина прежде апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воскресшим. Таковы жены!
Отец благоверной Анны, великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев». Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была греческая царевна, дочь императора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище — св. мощи вмц. Варвары. Брат Анны Владимир Мономах своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотой. Он любил монашество и ясно понимал значение его. В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты — честь и славу княжеского дома. По нежнейшей любви родителей она называлась уменьшительным именем — Янкою, по нынешнему —Аннушкой. Благоверная княжна, с юных лет возлюбив Господа, предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. «Девство, — говорит Антоний Великий, — подобие Ангелам, духовная и святая жертва, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве». Князь Всеволод построил каменный храм апостола Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. Вслед за тем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству. Св. Анна ревностно занималась обучением закону Божию и грамоте девиц, для которых было устроено первое в России училище при ее монастыре. Для лучшего благоустройства своей обители и для обогащения своего училища книгами св. Анна путешествовала в тогдашнюю столицу Православия, в Константинополь. Она привезла с собой наблюдения, полезные не только для ее обители, но и для других обителей. «Анна, — говорит древний повествователь, — ходила туда не напрасно, а с тем, чтобы вдвойне быть полезной — себе и другим инокиням Русской земли». В Киев возвратилась она в 1090 г. в сопровождении новопоставленного митрополита Иоанна-скопца. Благочестивая княжна-инокиня своим примером возбуждала сильное движение в сердцах современниц. Сестра ее, княжна Евпраксия, в 1106 г. по ее примеру приняла иночество. Вторая супруга вел. кн. Всеволода, ее мачеха, пожелала быть погребенной в ее обители. Блж. Анна собрала в свой монастырь множество черноризиц. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь одушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Юных девиц обучала она чтению, пению, письму и некоторым полезным рукоделиям. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. По летописям, св. Анна скончалась 3 ноября 1112 г. В рукописных святцах о ней сказано:
«В Андреевском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преставися в лето 6624 (1116 г.), месяца мая в 18 день». Но это, вероятно, было время обретения ее мощей. Монастырь, где подвизалась блж. Анна, долго назывался Янчиным, сохраняя благоговейную память о своей основательнице. Он стоял вблизи Михайловского монастыря и разрушен был Батыем.
A number of saints of the Russian Church begin with the Equal-to-the-Apostles Princess Olga. Princesses before the princes take upon themselves the yoke of monasticism. Of the princely family, the spouse of Grand Duke Yaroslav Irin, monastic of St. Anna. The second nun, but the first virgin of the princely family was Blessed Anna, the daughter of Grand Duke Vsevolod. She cut her hair in 1086, while the first voluntary monk of the princes was St. Nicholas the Svyatosha, who entered the monastic monastery in 1106. Magdalene before the apostles visited the tomb of the Savior and saw Him resurrected. These are the wives!
The father of the blessed Anna, Grand Duke Vsevolod Yaroslavich, according to the chronicle, "from childhood loved God and the truth, appropriated the poor, honored bishops and priests, especially the Montenegrins." He loved education, spoke five foreign languages. Anna's mother was the Greek princess, daughter of the emperor Constantine Monomakh; her piety brought Russia an invaluable treasure - sv. relics of the vmc. Barbarians. Anna’s brother Vladimir Monomakh, with his virtues, acquired such a love of the people that his later descendants enjoyed its warmth. He loved monasticism and clearly understood its meaning. In such a family, missus Anna was born and raised. Under the beneficial influence of the mind and piety, she formed a model of virgin beauty - the honor and glory of the princely house. By the tender love of her parents, she was called a diminutive name - Yankoy, according to the present - Anushka. The Right Princess, having loved the Lord from a young age, preferred virginity to all the pleasures of a secular young life, and not in vain. “Virginity,” says Anthony the Great, “is similar to the Angels, a spiritual and holy sacrifice, a great gift of God, a guarantee of the future heritage in the Kingdom of Heaven.” Prince Vsevolod built a stone church of the Apostle Andrew and with him a monastery; Princess Anna dedicated her virginity to the Lord here. This was in 1087. Subsequently, she took the monastery into her jurisdiction and took measures to her external and internal improvement. St. Anna was zealously engaged in teaching the law of God and the literacy of girls, for whom the first school at her monastery was organized in Russia. For better improvement of his monastery and for the enrichment of his school books of St. Anna traveled to the then capital of Orthodoxy, to Constantinople. She brought with her observations, useful not only for her monastery, but also for other monasteries. “Anna,” says the ancient narrator, “didn’t go there in vain, but in order to be doubly useful to herself and other nuns of the Russian land.” She returned to Kiev in 1090, accompanied by the newly appointed Metropolitan John the Skopts. The pious princess-nun by her example excited a strong movement in the hearts of contemporaries. Her sister, Princess Eupraxia, in 1106, by her example, accepted monasticism. The second wife led. Prince Vsevolod, her stepmother, wished to be buried in her monastery. Blj. Anna gathered a lot of black flowers into her monastery. The self-denial of the holy princess, her strict life animated those who lived with her with jealousy for the exploits of spiritual life. The princess lived on a par with everyone according to monastic rules, in fasting, prayers and deep humility. She taught young girls reading, singing, writing and some useful needlework. Blessed Anna spent 26 years in monastic exploits. According to the annals, sv. Anna died on November 3, 1112. In the manuscript holies about her it is said:
“In St. Andrew’s Monastery, St. Princess Anna Vsevolodovna in nuns died in the summer of 6624 (1116), the month of May, on the 18th day.” But it was probably the time of gaining her relics. The monastery, where the BLJ labored. Anna, was long called Yanchin, preserving the reverent memory of her founder. He stood near the Mikhailovsky Monastery and was destroyed by Batu.