Умирая, он вряд ли думал о своей жизни с удовлетворением. Впрочем, кто знает... После провала своей оперы "Антоний и Клеопатра" он почти удалился от музыки. Его произведения не играли, он был почти забыт при жизни.
Барбера никогда не любили другие композиторы, его современники. Может быть, это связано с тем, что он никогда не выдвигал "манифестов". Он всё время находился в поиске, писал на грани эксперимента, не боялся сочетать, казалось бы, "старомодные, устаревшие" приёмы с непривычными диссонансами и ангармонизмом. И, в то же время, оставался в стороне от "музыкальной политики", не вмешиваясь в бушевавшие тогда споры о "новой музыке" и будущем искусства... В результате, он оказался один между враждующими лагерями, между упрёками в рутинности с одной стороны и обвинениями в бессмысленности с другой... Ему приклеили вывеску "неоромантиста". Никто не знал, что это значит, но звучало очень обидно. Это была почти уверенность в бесперспективности дальнейших исканий...
На его судьбу можно смотреть с двух различных позиций. Можно сказать - этот человек не смог ничего добиться. Всю жизнь он писал музыку, сочинял, мучался, - концерты, симфонии, оперы, балеты. И все усилия пропали даром. Он не оставил школы. Оперы не ставятся, мелодии прочно забыты... И уже само имя затерялось где-то в годах - бьюсь об заклад, что ты, читатель, никогда не слышал этой фамилии - Барбер. Ну кто такой Барбер? Очередной неудачник?
Звучит почти нелепо. Я скажу по секрету -- одно его произведение всё-таки помнят, всё-таки играют, но, Боже мой, как это скучно - всегда только одно... Так не зря ли прожита жизнь, если из всех долгих лет можно было бы, в принципе, оставить только 9 минут? Те 9 минут, нужные человеку, чтобы "услышать" эту единственную мелодию и успеть записать её?
Но можно взглянуть на дело иначе. Его "Адажио для струнных" вошло в 20ку произведений тысячелетия. В США это произведение до сих пор остаётся музыкальным бестселлером, как выдержавшее наибольшее количество переизданий на компакт-дисках. Его неизменно играют на похоронах всех значительных лиц Америки. Президентов, например. Эту мелодию знают почти все (или, по крайней мере, очень многие). Не помня, правда, зачастую имени композитора... Её можно встретить на самых разных записях - саундтреках к фильмам, театральным постановкам, в выступлении неизвестного органиста, в концертных бисах... И можно с уверенностью заявить - Самюэлю Барберу удалось написать нечто, принадлежащее вечности. Нечто, что не забылось, когда имя его уже почти забыто. Музыку, которую будут играть, когда последняя память о тех, кто с оркестром уходил на кладбище, рассеется как дым... Сам он, видимо, прекрасно понимал, что однажды из-под пера у него вышло нечто, ему не принадлежащее.
Dying, he hardly thought about his life with satisfaction. However, who knows ... After the failure of his opera, & quot; Anthony and Cleopatra & quot; he almost retired from the music. His works were not played, he was almost forgotten during his lifetime.
Barbera never liked other composers, his contemporaries. Perhaps this is due to the fact that he never put forward the & quot; manifestos & quot ;. He was always in search, wrote on the verge of experiment, was not afraid to combine the seemingly & quot; old-fashioned, outdated & quot; techniques with unusual dissonance and anharmonism. And, at the same time, he stayed away from the & quot; music policy & quot ;, without interfering in the then raging debate about the & quot; new music & quot; and the future of art ... As a result, he was alone between the warring camps, between accusations of routine on the one hand, and accusations of meaninglessness on the other ... They stuck a sign "neo-romantic" to him. No one knew what that meant, but it sounded very disappointing. It was almost a belief in the futility of further searches ...
His fate can be viewed from two different positions. You can say - this man could not achieve anything. All his life he wrote music, composed, suffered, - concerts, symphonies, operas, ballets. And all efforts were in vain. He did not leave school. Operas are not staged, melodies are firmly forgotten ... And the name itself was lost somewhere in years - I bet that you, the reader, never heard that name - Barber. Well, who is Barber? Another loser?
It sounds almost ridiculous. I will tell you in secret - one of his works is still remembered, they are still played, but, my God, how boring it is - always only one ... So is it not for nothing that life was lived, if of all the long years it would be possible basically leave only 9 minutes? Those 9 minutes that a person needs to & quot; hear & quot; this single melody and time to write it down?
But you can look at things differently. His & quot; Adagio for Strings & quot; entered the 20th of the millennium works. In the USA, this work still remains a musical bestseller, as it has withstood the largest number of re-releases on CD. He is invariably played at the funeral of all the significant faces of America. Presidents, for example. Almost everyone knows this melody (or, at least, very many). Not remembering, however, often the name of the composer ... She can be found on a variety of recordings - soundtracks for films, theatrical performances, in a performance by an unknown organist, in concert bishops ... And you can say with confidence that Samuel Barber managed to write something of eternity. Something that has not been forgotten when his name is almost forgotten. The music that will be played when the last memory of those who went to the cemetery with the orchestra will dissipate like smoke ... He himself apparently understood perfectly well that once he had written something that did not belong to him.