Вот, Шукадева Госвами в «Бхагаватам» говорит, что в природе живого существа – это любить самого себя. То есть желать блага самому себе, искать упоения для самого себя, так устроено живое существо. Это не хорошо, не плохо. Такова природа живого существа – любить себя. И Шукадева Госвами говорит: «Когда кто-то говорит о любви к ближнему, о любви к детям, о любви к родителям, на самом деле он признается в любви к себе». И в этом тоже нет ничего плохого. Он видит в ближних своих продолжение самого себя. И когда он любит ближнего, он любит себя. Говорит: «Мой ближний» или «Надо любить всех людей». Почему? Потому что я – человек. Или «надо любить своего ребенка». Почему? «Это мой ребенок». То, что мне не удалось в жизни совершить до 30, до 40, до 50 лет, я уже старый, я уже не могу добиться всего, чего хотел.
Жизнь-то проходит. Вот, лежит князь Болконский, смотрит, что жизнь его бессмысленна, все прошло. И так же человек достигает определенного возраста, он понимает, что жизнь проходит, а он ничего не достиг. Но, вот у меня есть дите или дети. И я их научу тому, чтобы они достигли того, чего я не успел добиться. То есть это как бы, некие мои аватарчики. Я уже старый. Я уже не добился чего хотел. Но они-то могут! Поэтому я их буду обучать своей профессии. Я буду им говорить, что надо делать в жизни, чтобы они добились того, чего я не успел добиться.
То есть тем самым человек, говоря о любви своим детям, когда он их учит, обучает, воспитывает, он воспитывает себя молодого. Вот часто человек говорит: «Вот если бы вернуть жизнь обратно, я бы там…» Но поскольку это невозможно, то он как бы виртуально возвращает жизнь обратно, но себя он представляет своим ребенком. И вот он хочет, чтобы ребенок исполнил все его желания, желания молодости.
«То есть любить себя – это естественно», – говорит Шукадева Госвами. Беда лишь в том, что в большинстве своем мы под собою подразумеваем вот эту ветхую, ветшающую одежду, кожаный мешок. Мы думаем, что это мы и есть. Поэтому мы начинаем это любить. Вместо того, чтобы любить себя, мы начинаем любить вот эту кожу, вот это мясо, эту плоть, вот это накопленное, эти всякие… имущество, родичей, близких, родных, любимых. Мы их как бы начинаем любить. Мы как бы изменяем своей собственной природе. Мы должны любить себя, но мы любим свою плоть. И дальше после этого, как только мы начинаем любить свою плоть, то вся наша жизнь сводится к тревогам о том, как бы продлить существование этой плоти. Вся жизнь сводится к тому, чтобы латать это ветшающее, выцветающее платье. Оно стареет, а мы его латаем. Мы его подмазываем каждое утро. Мы ему чистим зубы. Перед выходом на работу мы надеваем дежурную улыбку, делаем гордую осанку. То есть мы как бы заботимся о неком платье, которое каждый день все хуже и хуже. Оно же изнашивается, естественно. Как танк, он же изнашивается.
И вот мы значит любовь к себе смещаем на любовь к какому-то кожаному мешку, который почему-то считаем своим. Впрочем любовь к себе является к себе, то есть к своей душе, то есть к себе, к своему Я, является естественной для нас. Так вот чем отличается вайшнав от естественного нормального живого существа. Вот он смещает любовь к себе еще глубже. Он смещает любовь, любовь к себе для него становится любовью к себе себя. То есть есть я, и любить себя – это естественно. Но вот у этого «Я» есть еще более сокровенное, еще душа. То есть у моей души есть еще душа. И эта душа – душа всех душ. То есть если есть я (душа), есть другая душа, то у нас с ним общая душа. И любить ее еще более естественно, чем любить себя, свою душу.
Now, Sukadeva Gosvami in the Bhagavatam says that it is in the nature of a living entity to love oneself. That is, to wish good for oneself, to seek rapture for oneself, this is how a living being is arranged. This is not good, not bad. It is the nature of a living being to love oneself. And Sukadeva Gosvami says, "When someone talks about love for neighbor, love for children, love for parents, actually he is confessing love for himself." And there is nothing wrong with that either. He sees in his neighbors an extension of himself. And when he loves his neighbor, he loves himself. Says: "My neighbor" or "We must love all people." Why? Because I am human. Or "you have to love your child." Why? "This is my child". What I could not accomplish in my life before 30, before 40, before 50 years old, I am already old, I can no longer achieve everything I wanted.
Life is passing. Here, Prince Bolkonsky is lying, looking that his life is meaningless, everything is over. And just as a person reaches a certain age, he understands that life is passing, but he has not achieved anything. But, here I have children or children. And I will teach them to achieve what I did not manage to achieve. That is, it's like, some of my avatars. I'm already old. I have not achieved what I wanted. But they can! Therefore, I will teach them my profession. I will tell them what needs to be done in life so that they achieve what I did not manage to achieve.
That is, by this, a person, speaking about love to his children, when he teaches, teaches, educates them, he brings up himself young. People often say: “Now, if I could return life back, I would be there ...” But since this is impossible, he seems to virtually return life back, but he imagines himself as his child. And now he wants the child to fulfill all his desires, the desires of youth.
“That is, to love yourself is natural,” says Sukadeva Gosvami. The only trouble is that for the most part we mean by ourselves this old, dilapidated clothes, a leather bag. We think that this is what we are. Therefore, we begin to love it. Instead of loving ourselves, we begin to love this skin, this meat, this flesh, this accumulated, these all sorts of ... property, relatives, loved ones, relatives, loved ones. We kind of start to love them. We are, as it were, changing our own nature. We must love ourselves, but we love our flesh. And then after that, as soon as we begin to love our flesh, our whole life is reduced to worries about how to prolong the existence of this flesh. All life is about patching up this decaying, fading dress. It gets old, and we patch it up. We grease it every morning. We brush his teeth. Before going to work, we put on a duty smile, make a proud posture. That is, we kind of take care of a certain dress, which is getting worse and worse every day. It wears out, of course. Like a tank, it wears out.
And so we are shifting love for ourselves to love for some kind of leather bag, which for some reason we consider ours. However, love for oneself appears to oneself, that is, to one's soul, that is, to oneself, to one's I, is natural for us. So this is how a Vaisnava is different from a natural normal living entity. Here he displaces self-love even deeper. He displaces love; self-love for him becomes self-love. That is, I am, and loving yourself is natural. But this “I” has an even more intimate, still soul. That is, my soul still has a soul. And this soul is the soul of all souls. That is, if there is me (soul), there is another soul, then we have a common soul with him. And to love her is even more natural than to love yourself, your soul.