"Центром любого бала в 19веке была мазурка.Этот аристократический танец считался наиболее утончённым.В своих истоках она была,кто бы мог поверить и уразуметь,танцем кавалеристов польской провинции Мазурии.Лихие рубаки-мазуры внесли в него подскоки,припрыжки,во время которых неистово звенели шпоры и притопывания.Однако,как и полонез,в замках знати в бальных дворцовых залах мазурка тоже остепенилась,пригладилась,из неё убрали всё шумное и резкое.Помните,с какой элегантной иронией отметил и обрисовал это различие наш великий А.С.Пушкин в бессмертном«Евгении Онегине»?
«Мазурка раздалась!Бывало,Когда гремел мазурки гром,В огромной зале всё дрожало,Паркет трещал под каблуком,Тряслися,дребезжали рамы;Теперь не то:и мы,как дамы,Скользим по лаковым доскам.Но в городах,по деревнямЕщё мазурка сохранилаПервоначальные красы:Припрыжки,каблуки,усыВсё те же:их не изменилаЛихая мода,наш тиран,Недуг новейших россиян».
Причудлив путь танцев:трудной бывает подчас их судьба.То,что составляет красу и гордость танцевального искусства,при рождении порой подвергалось преследованию.Кто бы мог сейчас подумать,что столь любимый многими поколениями красавец-вальс когда-то считался танцем весьма непристойным и исполнение его запрещалось.
Ещё более удивительна судьба танго.
Около десятка стран претендуют на то, чтобы называться родиной танго: Бразилия,Мексика,Боливия,Парагвай,Куба,Испания– все считают танго своим национальным танцем. Большая советская энциклопедия определяет танго как старинный испанский танец;британская энциклопедия считает,что танго обязан своим происхождением африканским неграм;испанская энциклопедия утверждает,что слово«танго»имеет два значения(1-праздник негров в Африке и 2- аргентинский танец,происхождение которого неясно, но который весьма похож на андалузские танцы).Так же,как поначалу вальс,танго своим появлением крайне шокировало респектабельную публику. «Русская музыкальная газета»писала в 1914году (время, когда танго появилось в России): "Высшее духовенство многих стран обратилось к своей пастве с воззванием,предостерегающим верующих против танго и других новейших танцев".Министр народного просвещения России разослал тогда же циркуляр по всем учебным округам,в котором учащимся строжайшим образом запрещалось изучать танец танго,посещать те танцзалы,где он преподаётся ввиду явно непристойного характера этого танца.Если у вальса было много предков,то у танго только оно само,но с какой родословной!Французы утверждали, что в 15 веке у испанских мавров появился парный танец,ритм и характер которого весьма контрастировали с привычными народными плясками.
Когда в 15веке мавры были окончательно вытеснены из Испании,этот танец стал своего рода танцем прощания с Родиной.
В 16веке испанцы открыли южно-американский континент.На просторах Нового Света смешались воедино языки,обычаи,обряды,песни и танцы, множество народов,и на земле Аргентины(да, поначалу именно здесь)расцвёл танец испанских мавров.Он стал любимым танцем,никогда не расстающихся с гитарой обитателей Ла-Платы –рыбаков,ковбоев,пастухов-гаучо.В нём слились воедино мелодичная песня,темпераментное движение, ритмичный цокот лошадиных копыт,призыв бандол, сам воздух и ветер бескрайних пампасов.На Кубе этот танец породнился с хабанерой,после чего покорил всю Южную Америку.Долгое время танго оставалось танцем моряков,рыбаков,но главным образом и прежде всего это был танец аргентинских пастухов-гаучо.Во многом из-за этого танго стали называть танцем с остановкой.Помните специфические, свойственные только ему внезапные,мгновенные остановки с резким поворотом головы,предающие танцу совершенно неповторимый колорит.Пышные, тяжёлые юбки женщин,длинные плащи и внушительные шпоры на высоких сапогах мужчин были мало удобной одеждой для танцев.Это и послужило причиной появления ряда своеобразных движений,ставших в дальнейшем весьма характерными для танго"...
Музыковед Анна Петрова.
"The center of any ball in the 19th century was a mazurka. This aristocratic dance was considered the most sophisticated. At its origins it was, who could believe and comprehend, the dance of cavalrymen of the Polish province of Mazuria. Dashing grunts and mazurs brought jumps and jumps into it, during which it was frantically Spurs and drowning rang. However, like a polonaise, in the noble castles in the ballrooms of the palace halls, the Mazurka also settled down, smoothed out, everything noisy and sharp was removed from it. Remember how elegant our irony noted and described this difference with the great A.S. in be Mortal "Eugene Onegin"?
"The Mazurka rang out! It used to happen, when the Mazurkas thundered, Thunder shook in the huge hall, Parquet cracked under the heel, The frames shook and rattled; Now it’s not that: we, like ladies, Glide over the lacquer boards. But in the towns and villages, the Mazurka still preserved the Original beauty: Jumping, heels, mustache. Everything is the same: they have not changed. Dashing fashion, our tyrant, Ailment of the newest Russians. "
The way of dancing is bizarre: sometimes their fate is difficult. What is the beauty and pride of dance art was sometimes persecuted at birth. Who would have thought that the beloved waltz so beloved by many generations was once considered obscene and its performance it was forbidden.
Even more amazing is the fate of tango.
About a dozen countries claim to be called the birthplace of tango: Brazil, Mexico, Bolivia, Paraguay, Cuba, Spain - all consider tango to be their national dance. The Great Soviet Encyclopedia defines tango as an old Spanish dance; the British encyclopedia believes that tango owes its origin to African blacks; the Spanish encyclopedia claims that the word "tango" has two meanings (1-holiday of blacks in Africa and 2- Argentinean dance, the origin of which is unclear , but which is very similar to Andalusian dances.) Just like at first the waltz, tango shocked a respectable audience with its appearance. “Russian Musical Newspaper” wrote in 1914 (the time when tango appeared in Russia): “The high clergy of many countries addressed their flock with an appeal warning the believers against tango and other latest dances.” The Russian Minister of Education sent a circular to all educational districts in which students were strictly forbidden to study the tango dance, to attend those dance halls where it is taught due to the obviously obscene nature of this dance. If the waltz had many ancestors, then tango only has it, but with what kind word line! The French claimed that in the 15th century the Spanish Moors appeared pair dance, rhythm and character which is quite a contrast with the usual folk dancing.
When in the 15th century the Moors were finally ousted from Spain, this dance became a kind of dance of farewell to the Motherland.
In the 16th century, the Spaniards discovered the South American continent. In the open spaces of the New World, languages, customs, rituals, songs and dances, many peoples mixed together, and the dance of the Spanish Moors flourished in the land of Argentina (yes, at first it was here). It became a favorite dance, never the inhabitants of La Plata who are not parting with the guitar - fishermen, cowboys, shepherds-gaucho. It merged into one melodious song, temperamental movement, the rhythmic clatter of horse hooves, the call of the bandol, the air itself and the wind of endless pampas. In Cuba, this dance became related to habanera, after which p reproached all of South America. For a long time, the tango remained the dance of sailors, fishermen, but mainly and most of all it was the dance of Argentine shepherd-gauchos. Largely because of this, tango was called dancing with a stop. Remember the specific, peculiar only to it sudden, instant stops with a sharp turn of the head, betraying the dance a completely unique color. Lush, heavy skirts of women, long raincoats and impressive spurs on the high boots of men were not very comfortable clothes for dancing. This was the reason for the appearance of a number of braznyh movements that have become in the future is very characteristic of the tango "...
Musicologist Anna Petrova.