Повесть "Соборяне" была написана в 1872 г. С нее начался поворот Лескова к славянофильству, к русской религиозной тематике. Ярко и образно рассказывая о жизни православного духовенства, Лесков с нежностью и добротой подчеркивает и недостатки, имевшие место в русской церковной жизни. В повести создан удивительный, сияющий слезами восторга и доброй улыбкой иконостас российских подвижников и праведников. Николай Семенович живописуют быт и бытие церковных людей, горе и радости русского духовенства - отчасти идеализированно, отчасти с лукавством и насмешкой. Сам писатель чувствовал особую ценность повести: "Это, может быть, единственная моя вещь, которая найдет себе место в истории нашей литературы". "Героя времени" Лесков нашел в среде духовенства: в образе протопопа Савелия Туберозова автор воплотил духовный идеал, проповедника "вековечных", "заповедных" нравственных ценностей. Но герой словно бы сталкивается со временем: наступил "век, сам себя стыдящийся, век прозы, вздыхающий от поэзии и отметающий ее, - век, издевающийся над тем, чему бы хотел поклоняться...".
The story "Soborians" was written in 1872. From it began Leskov's turn to Slavophilism, to Russian religious subjects. Talking vividly and figuratively about the life of the Orthodox clergy, Leskov emphasizes with tenderness and kindness the shortcomings that took place in Russian church life. The story created an amazing, shining with tears of delight and kind smile iconostasis of Russian ascetics and the righteous. Nikolai Semenovich depicts the life and life of church people, the grief and joys of the Russian clergy - partly idealized, partly with cunning and ridicule. The writer himself felt the special value of the story: "This, perhaps, is my only thing that will find a place in the history of our literature." Leskov found the “Hero of Time” among the clergy: in the image of Protopope Savely Tuberozov, the author embodied the spiritual ideal, a preacher of “centuries-old”, “reserved” moral values. But the hero seems to be facing time: the "century has come, ashamed of itself, the age of prose, sighing from poetry and sweeping it away - a century mocking what I would like to worship ...".