Впервые опубликовано в журнале «Эпоха» (1864. № 1–2, 4)
Повесть «Записки из подполья» занимает особое место среди величайших произведений Фёдора Михайловича.
- «Сел за работу, за повесть. Стараюсь ее с плеч долой как можно скорей, а вместе с тем чтоб и получше вышла. Гораздо трудней ее писать, чем я думал. А между тем непременно надо, чтоб она была хороша, самому мне это надобно. По тону своему она слишком странная, и тон резок и дик; может не понравиться; следовательно, надобно, чтоб поэзия всё смягчила и вынесла. Но я надеюсь, что всё уладится».
(Ф.М. Достоевский. Из письма брату.)
«Записки из подполья» — произведение, открывшее новый этап в творчестве Достоевского. В центре повести характерный образ «идеолога», мыслителя, носителя хотя и странной, «парадоксальной», но в то же время теоретически замкнутой системы взглядов. Не будучи единомышленником своего «антигероя», Достоевский придал его рассуждениям такую силу доказательности, какой впоследствии отличались монологи главных героев его больших романов — Раскольникова, Ипполита Терентьева, Кириллова, Шатова, Ставрогина, Дмитрия и Ивана Карамазовых.
Заставляя своего героя в качестве «головного», теоретического тезиса проповедовать доведенную до логического предела программу крайнего индивидуализма, Достоевский наметил уже в первой части «Записок из подполья» и возможный, с его точки зрения, выход из этого состояния. Воображаемый оппонент «подпольного человека» говорит ему:
- «Вы хвалитесь сознанием, но вы только колеблетесь, потому что хоть ум у вас и работает, но сердце ваше развратом помрачено, а без чистого сердца — полного, правильного сознания не будет».
Упрекая «социалистов-западников» в том, что они, заботясь только о материальном благополучии человека, «дальше брюха не идут», Достоевский писал:
- «Есть нечто гораздо высшее бога-чрева. Это — быть властелином и хозяином даже себя самого, своего я, пожертвовать этим я, отдать его — всем. В этой идее есть нечто неотразимо-прекрасное, сладостное, неизбежное и даже необъяснимое».
First published in the journal "Epoch" (1864. № 1-2, 4)
The story "Notes from the Underground" occupies a special place among the greatest works of Fyodor Mikhailovich.
- “He sat down to work, for the story. I try to get it off my shoulders as soon as possible, but at the same time so that I get out better. It is much more difficult to write it than I thought. And meanwhile by all means it is necessary, that it was good, I need it to myself. In her tone she is too strange, and the tone is harsh and wild; may not like it; therefore, it is necessary that poetry all softened and endured. But I hope that everything will be settled. ”
(FM Dostoevsky. From a letter to his brother.)
"Notes from the Underground" - a work that opened a new stage in the work of Dostoevsky. In the center of the story is a characteristic image of an “ideologue”, a thinker, a carrier, though strange, “paradoxical”, but at the same time a theoretically closed system of views. Not being the like-minded person of his “antihero,” Dostoevsky gave his reasoning such a force of evidence that the monologues of the main characters of his great novels, the Raskolnikov, Ippolit Terentyev, Kirillov, Shatov, Stavrogin, Dmitry and Ivan Karamazov, later differed.
Forcing his hero as the “head”, theoretical thesis, to preach the program of extreme individualism brought to its logical limit, Dostoevsky outlined in the first part of Notes from the Underground and possible, from his point of view, way out of this state. An imaginary opponent of the "underground man" tells him:
“You praise with consciousness, but you only hesitate, because even though your mind works, your heart is darkened by debauchery, and without a pure heart you will not have complete, correct consciousness.”
Reproaching the “Western socialists” with the fact that, caring only for the material well-being of a person, “do not go beyond the belly”, Dostoevsky wrote:
- “There is something much higher god-womb. It is to be the ruler and master of even oneself, one's self, to sacrifice it myself, to give it to everyone. There is something irresistible, beautiful, sweet, inevitable and even inexplicable in this idea. ”