Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве. Ми-бемоль мажор. Финальная часть цикла основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (16) апреля 1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и поданные на участие проекты реализованы не были.
Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Указание «maestoso», медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса — ниспадающие и восходящие «восьмушки» в октаву — и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему. Вскоре она стихает, и — наступает вторая часть пьесы — начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем нарастая и переходя в мажор. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем — на ещё более мелких восьмых и в самом верхнем регистре — маленькие колокольцы, и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки» — тема автора, с которой начинался цикл — обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части, и «Картинки» завершаются грандиозной кодой.
Некоторые исследователи отмечают архитектурно-симметричное построение сюжетов пьес: «по краям» стоят главные темы («Прогулка» и «Богатырские ворота»), за ними ближе к центру идут сказочные образы (Гном и Баба-Яга), далее — «французские» сюжеты, за ними — бытовые зарисовки из Польши («Быдло» и «Два еврея»), а в центре оказывается шутка — «Балет невылупившихся птенцов».
The heroic gate. In the capital city in Kiev. E flat major. The final part of the cycle is based on a sketch of Hartmann for his architectural design of the Kiev city gate. April 4 (16), 1866, an unsuccessful attempt was made on Alexander II, hereinafter officially referred to as the “April 4 event”. In honor of the emperor’s salvation, a contest of gate projects in Kiev was organized. The Hartmann project, submitted to the competition, was made in the Old Russian style - a chapter with a belfry in the form of a heroic helmet, an ornament above the gate in the shape of a kokoshnik. The gates created the image of Kiev as an old Russian capital. However, the competition was subsequently canceled, and the projects submitted for participation were not implemented.
The play, created by Mussorgsky’s imagination, paints a detailed picture of folk triumph and is perceived as a powerful opera finale. The indication "maestoso", a slow rhythm with long durations, give the play greatness and solemnity. At first, a broad Russian song melody sounds, then it contrasts with a quiet and detached second theme, reminiscent of church singing. Further, the first theme enters with renewed vigor, with the addition of another voice - descending and ascending "eights" in an octave - and again goes, already loudly, into the second "choral" theme. Soon it subsides, and - the second part of the play begins - the real bell ringing created on the piano begins to sound, first quieter and in minor, then growing and turning into major. To the slow big bell, smaller bells are added on trioli, then - on even smaller eighths and in the uppermost register - small bells, and at the height of the chime, the theme “Walks” is woven into their melody - the theme of the author, with which the cycle began - revealing its unity with the main theme of this play. Then, in the third part, a detailed variation on the theme of the first part sounds, and "Pictures" culminate in a grandiose code.
Some scholars note the architecturally-symmetrical construction of the plots of the plays: “along the edges” are the main themes (“Walk” and “Hero’s Gate”), behind them closer to the center are fabulous images (Gnome and Baba Yaga), then “French” plots behind them are everyday sketches from Poland ("Cattle" and "Two Jews"), and in the center there is a joke - "The ballet of the hatched chicks."