Однако вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не противоречит тому, что раб может обладать волей к совершению действий по собственному выбору и способностью совершать эти действия, поскольку на это указывают, с одной стороны, Коран и сунна, а с другой – реальная дйствительность.
Если обратиться к положениям шариата, то мы увидим, что о воле Аллах Всевышний сказал так:
…и кто пожелает, выберет возвращение к своему Господу. “Весть”, 39.
Аллах Всевышний также сказал:
Ваши жёны – ваша пашня, приходите же на вашу пашню, как пожелаете. “Корова”, 223.
Что же касается возможностей человека в этом отношении, то о них Он сказал так:
Так бойтесь же Аллаха насколько можете, слушайте и повинуйтесь… “Взаимный обман”, 16.
И Он сказал также:
Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него. За него то, что он приобрёл, и против него то, что он приобрел. “Корова”, 286.
Что же касается реальной действительности, то каждому человеку известно, что он обладает волей и определёнными возможностями, в силу чего он может сделать нечто или не делать этого. При этом он понимает разницу между тем, что происходит по его собственной воле, например, если речь идёт о таком действии как ходьба, и тем, что от его воли не зависит, например, дрожью, однако в любом случае и воля раба, и его возможности существуют только по воле Аллаха Всевышнего и в силу Его могущества.
Аллах Всевышний сказал:
...для тех из вас, кто захочет встать на прямой путь, но вы этого не пожелаете, если не пожелает того Аллах, Господь миров.
“Скручивание”, 28 – 29.
Объясняется же это тем, что всё сущее принадлежит Аллаху Всевышнему, и не происходит во владениях Его ничего такого, о чём бы Он не знал и чего бы не желал.
Вместе с тем вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не может служить для рабов доводом, на основании которого они могли бы отказываться от выполнения своих обязанностей или совершать прегрешения, а выдвижение рабом Аллаха подобных аргументов является несостоятельным в силу нижеуказанных причин:
1 – Аллах Всевышний сказал:
Будут говорить многобожники: ”Если бы пожелал Аллах, то ни мы, ни наши отцы не поклонялись бы другим богам и не запрещали бы ничего!” Точно также объявляли ложью и те, которые жили до них, пока не вкусили они Нашего наказания. Скажи:” Если обладаете вы каким-либо знанием, так явите его нам! Следуете вы только своим догадкам и предположениям!” “Скот”, 148.
Таким образом, ясно, что если бы предопределение могло служить для них оправданием, то Аллах не подверг бы их мучительному наказанию.
2 – Аллах Всевышний сказал:
…посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было у людей довода против Аллаха после посланников. Поистине, Аллах – Всемогущий, Мудрый! “Женщины”, 165.
Следовательно, если бы предопределение могло служить оправдательным доводом для непокорных, то этот довод не опровергался бы фактом направления к людям посланников, так как речь идёт о том, что проявление непокорности после направления посланников имеет место в силу предопределения Аллаха и, поэтому, после того, как они были направлены, люди уже не должны говорить, что их неподчинение предопределено Аллахом Всевышним.
3 – В одном из хадисов, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, со-общается:
“Однажды пророк, , сказал: ”Нет среди вас такого, за кем не было бы уже записано место его в аду или в раю”. Один из присутствовавших спросил: ”Так не положиться ли нам на это, о посланник Аллаха?” Он сказал: ”Нет, действуйте, ибо каждому будет облегчено!” -, после чего прочитал: Что касается того, кто отдавал и был богобоязненным и признавал наилучшее , то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему . А тому, кто скупился , и обходился и считал ложью наилучшее, Мы облегчим (путь) к тягчайше-му . (“Ночь”, 5-11.)”
(Текст хадиса приведён в версии аль-Бухари)
Что же касается Муслима, то в его “Сахихе” указывается, что посланник Аллаха, , сказал:
”…ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего он был сотворён”.
Таким образом, пророк, , повелел действовать и запретил полагаться на предопределение.
4 – Поистине, Аллах Всевышний нечто повелел Своему рабу и нечто запретил ему, вменив ему в обязанность лишь то, что в его силах.
Аллах Всевышний сказал:
Так бойтесь же Аллаха, насколько можете… “Взаимный обман”, 16.
Аллах Всевышний также сказал:
Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него…
“ Корова”, 286.
Из этого следует, что если бы раб принуждался к тем или иным действиям, то ему вменялось бы в обязанность и нечто такое, от чего он не имел бы возможности отказаться, однако это неверно, и поэтому если он совершит прегрешение по невежеству, забывчивости или по принуждению, то на нём не будет греха, так как у него есть оправдание.
5 – Поистине, предопределение Аллаха Всевышнего является тайной и остаётся неведомым никому до тех пор, пока предоп
Однако вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не противоречит тому, что раб может обладать волей к совершению действий по собственному выбору и способностью совершать эти действия, поскольку на это указывают, с одной стороны, Коран и сунна, а с другой – реальная дйствительность.
Если обратиться к положениям шариата, то мы увидим, что о воле Аллах Всевышний сказал так:
…и кто пожелает, выберет возвращение к своему Господу. “Весть”, 39.
Аллах Всевышний также сказал:
Ваши жёны – ваша пашня, приходите же на вашу пашню, как пожелаете. “Корова”, 223.
Что же касается возможностей человека в этом отношении, то о них Он сказал так:
Так бойтесь же Аллаха насколько можете, слушайте и повинуйтесь… “Взаимный обман”, 16.
И Он сказал также:
Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него. За него то, что он приобрёл, и против него то, что он приобрел. “Корова”, 286.
Что же касается реальной действительности, то каждому человеку известно, что он обладает волей и определёнными возможностями, в силу чего он может сделать нечто или не делать этого. При этом он понимает разницу между тем, что происходит по его собственной воле, например, если речь идёт о таком действии как ходьба, и тем, что от его воли не зависит, например, дрожью, однако в любом случае и воля раба, и его возможности существуют только по воле Аллаха Всевышнего и в силу Его могущества.
Аллах Всевышний сказал:
...для тех из вас, кто захочет встать на прямой путь, но вы этого не пожелаете, если не пожелает того Аллах, Господь миров.
“Скручивание”, 28 – 29.
Объясняется же это тем, что всё сущее принадлежит Аллаху Всевышнему, и не происходит во владениях Его ничего такого, о чём бы Он не знал и чего бы не желал.
Вместе с тем вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не может служить для рабов доводом, на основании которого они могли бы отказываться от выполнения своих обязанностей или совершать прегрешения, а выдвижение рабом Аллаха подобных аргументов является несостоятельным в силу нижеуказанных причин:
1 – Аллах Всевышний сказал:
Будут говорить многобожники: ”Если бы пожелал Аллах, то ни мы, ни наши отцы не поклонялись бы другим богам и не запрещали бы ничего!” Точно также объявляли ложью и те, которые жили до них, пока не вкусили они Нашего наказания. Скажи:” Если обладаете вы каким-либо знанием, так явите его нам! Следуете вы только своим догадкам и предположениям!” “Скот”, 148.
Таким образом, ясно, что если бы предопределение могло служить для них оправданием, то Аллах не подверг бы их мучительному наказанию.
2 – Аллах Всевышний сказал:
…посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было у людей довода против Аллаха после посланников. Поистине, Аллах – Всемогущий, Мудрый! “Женщины”, 165.
Следовательно, если бы предопределение могло служить оправдательным доводом для непокорных, то этот довод не опровергался бы фактом направления к людям посланников, так как речь идёт о том, что проявление непокорности после направления посланников имеет место в силу предопределения Аллаха и, поэтому, после того, как они были направлены, люди уже не должны говорить, что их неподчинение предопределено Аллахом Всевышним.
3 – В одном из хадисов, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, со-общается:
“Однажды пророк, , сказал: ”Нет среди вас такого, за кем не было бы уже записано место его в аду или в раю”. Один из присутствовавших спросил: ”Так не положиться ли нам на это, о посланник Аллаха?” Он сказал: ”Нет, действуйте, ибо каждому будет облегчено!” -, после чего прочитал: Что касается того, кто отдавал и был богобоязненным и признавал наилучшее , то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему . А тому, кто скупился , и обходился и считал ложью наилучшее, Мы облегчим (путь) к тягчайше-му . (“Ночь”, 5-11.)”
(Текст хадиса приведён в версии аль-Бухари)
Что же касается Муслима, то в его “Сахихе” указывается, что посланник Аллаха, , сказал:
”…ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего он был сотворён”.
Таким образом, пророк, , повелел действовать и запретил полагаться на предопределение.
4 – Поистине, Аллах Всевышний нечто повелел Своему рабу и нечто запретил ему, вменив ему в обязанность лишь то, что в его силах.
Аллах Всевышний сказал:
Так бойтесь же Аллаха, насколько можете… “Взаимный обман”, 16.
Аллах Всевышний также сказал:
Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него…
“ Корова”, 286.
Из этого следует, что если бы раб принуждался к тем или иным действиям, то ему вменялось бы в обязанность и нечто такое, от чего он не имел бы возможности отказаться, однако это неверно, и поэтому если он совершит прегрешение по невежеству, забывчивости или по принуждению, то на нём не будет греха, так как у него есть оправдание.
5 – Поистине, предопределение Аллаха Всевышнего является тайной и остаётся неведомым никому до тех пор, пока п