ЖИТИЕ преподобного СИМОНА СОЙГИНСКОГО
(память 24 ноября/7 декабря)
Преподобный Симон Сойгинский принадлежит к Комельской ветви учеников преподобного Сергия Радонежского. Он родился в Сольвычегодске, но, оставив дом родителей, пришел в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая/1 июня), усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец, склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона и после пострижения в мантию поручил его одному опытному старцу.
Симон всего себя посвятил подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему мудрому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики преподобного Корнилия Геннадий Любимский (память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (память 4/17 февраля), Иродион Илоезерский (память 28 сентября/11 октября), Адриан Пошехонский (память 5/18 марта), Лаврентий Комельский (память 16/29 мая), новый инок и сам скоро приобрел навык в иноческой жизни и в течение многих лет неисходно подвизался в Комельской обители.
В 1537 году, по преставлении своего наставника, Симон вместе со старцем Лонгином направился к своей родине Сольвычегодску, надеясь там среди неизмеримых и девственных лесов найти себе удобное для жительства место. Там странники остановились в 15 верстах от города при устье речки Коряжемы.
Преподобный Лонгин решился поселиться на этом действительно прекрасном и удобном месте, а так как он был уже в летах преклонных и изнурен иноческими подвигами, то остался с ним и Симон и помог ему устроить келлию и часовню.
Поживши с преподобным Лонгином несколько времени, преподобный Симон, вследствие близкого расстояния от города, не нашел это место достаточно для себя удобным и пошел далее вверх по Вычегде искать себе новое место для подвигов. В 60 верстах от Коряжемы, на высоком и крутом берегу Вычегды, при устье речки Сойхи, в дикой тогда пустыне, под сенью вековых дерев, он поставил себе малую келлию. К блаженному пустыннику собрались любители пустынного жития; строгий постник и усердный молитвенник вел их примером святой жизни к блаженной вечности.
Со временем преподобный Симон основал церковь в честь Преображения Господня, освященную 17 мая 1541 года. Устроив при этом храме пустынную обитель, преподобный был избран братией во игумена. Двадцать лет преподобный Симон подвизался в своей обители, под конец жизни имел утешение слышать о чудесах и прославлении друга своего преподобного Лонгина и сам, достигши маститой старости, тихо и мирно скончался 24 ноября 1562 года. Оплаканный своими учениками, преподобный был погребен в основанной им обители в церкви во имя святой великомученицы Екатерины, память которой совершается также 24 ноября/7 декабря.
LIFE OF Venerable SIMON SOYGINSKY
(memory November 24 / December 7)
Rev. Simon Soiginsky belongs to the Komelsky branch of the disciples of Rev. Sergius of Radonezh. He was born in Solvychegodsk, but, leaving his parents' house, he came to the monastery to the Monk Kornil Komelsky (Comm. 19 May / 1 June), earnestly asking himself to be tonsured. The discerning elder, leaning on the relentless requests and tears of the young man and seeing in him the true ascetic of God, received Simon and, after tonsuring the mantle, entrusted him to an experienced old man.
Simon devoted himself entirely to the exploits of fasting and prayer, trying in every way to imitate his wise mentor. Passing various monastic obediences in the midst of such ascetics, such as the disciples of the Monk Korniliy Gennady Lyubimsky (Comm. January 23 / February 5), Cyril Novoezersky (Comm. 4/17 February), Herodion Iloezersky (Comm. 28 September / 11 October), Adrian Poshekhonsky (Comm. March 5/18), Lavrenty Komelsky (May 16/29), a new monk himself soon acquired a skill in monastic life and for many years he worked indescribably in the Komel monastery.
In 1537, at the death of his mentor, Simon, together with the elder Longin, went to his homeland Solvychegodsk, hoping to find a convenient place to live among the immeasurable and virgin forests. There the wanderers stopped 15 miles from the city at the mouth of the river Koryazhemy.
Rev. Longin decided to settle in this really beautiful and convenient place, and since he was already in his advanced years and exhausted with monastic feats, Simon stayed with him and helped him to arrange a cell and a chapel.
Having lived with Rev. Longinus for some time, Rev. Simon, due to the close distance from the city, did not find this place convenient enough for himself and went further up Vychegde to look for a new place for exploits. 60 versts from Koryazhema, on the high and steep bank of Vychegda, at the mouth of the Soikhi river, in the then wild desert, under the canopy of centuries-old trees, he set himself a small cell. To the blessed wilderness lovers of desert life gathered; a strict fasting and zealous prayer book led them by an example of holy life to a blissful eternity.
Over time, the Monk Simon founded the church in honor of the Transfiguration of the Lord, consecrated May 17, 1541. Having set up a desert monastery at this temple, the monk was chosen by the brethren as hegumen. For twenty years the Monk Simon labored in his monastery, at the end of his life he had the comfort of hearing about the miracles and glorification of his friend the Monk Longin, and himself, having reached venerable old age, died quietly and peacefully on November 24, 1562. Mourned by his disciples, the monk was buried in the monastery founded by him in the church in the name of the Holy Great Martyr Catherine, whose memory is also celebrated on November 24 / December 7.