Кришнамурти Джидду
Проблемы жизни
МЫСЛЬ И ЛЮБОВЬ
Мысль, имеющая эмоциональное и чувственное содержание, — не любовь. Мысль неизменно отрицает любовь. Мысль основана на памяти, а любовь — не память. Когда вы думаете о ком-нибудь, кого вы любите, эта мысль — не любовь. Вы можете вспоминать привычки вашего друга, его манеры, личные особенности, вы можете думать о приятных и неприятных случаях в ваших взаимоотношениях с ним, но образы, которые вызваны мыслью, — это не любовь. По своей природе мысль разделяет. Чувство времени и пространства, обособленности и скорби рождается в процессе мысли; и только когда мыслительный процесс прекратился, может появиться любовь.
Мысль неизбежно питает чувство собственности, то состояние обладания, которое сознательно или подсознательно порождает ревность. Там, где ревность, без сомнения, нет любви и тем не менее, для большинства людей ревность считается признаком любви. Ревность — результат мысли; это ответ на эмоциональное содержание мысли. Когда чувство обладания или чувство, что тобой обладают, встречает преграду, возникает пустота, и ревность занимает место любви. Именно потому, что мысль играет роль любви, возникают все сложности и печали.
Если бы вы не думали о другом человеке, вы должны были бы сказать, что не любите этого человека. Ну а когда вы думаете о человеке, то это любовь? Если бы вы не думали о друге, которого вы, по вашему мнению, любите, вы пришли бы в ужас, не правда ли? Если бы вы не вспоминали о друге, который умер, вы бы сочли себя неверным, не любящим и т.д. Вы рассматривали бы такое состояние как равнодушие, бессердечие, поэтому вы начали бы о нем думать, достали бы его фотокарточки, портреты или создали с помощью воображения его образ. Но если таким способом наполнять сердце продуктами ума, то для любви не останется места. Когда вы находитесь вместе с другом, вы не думаете о нем; только в его отсутствие мысль начинает воссоздавать сцены и переживания, которые уже мертвы. Это оживление прошлого называется любовью. Так что для большинства из нас любовь — это смерть, отрицание жизни; мы живем прошлым, тем, что мертво, потому и сами мы мертвы, хотя и называем это любовью.
Процесс мысли постоянно отрицает любовь. Именно мысль имеет эмоциональные сложности, не любовь. Мысль — величайшая помеха для любви. Мысль создает разделение между тем, что есть , и тем, что должно быть, и на этом разделении основана и мораль; но ни мораль, ни ее противоположность не знают любви. Структура морали, созданная умом, чтобы совместно осуществлять контроль над общественными отношениями, — не любовь; это процесс отвердевания, подобный схватыванию цемента. Мысль не ведет к любви, мысль не культивирует любовь; ибо любовь не может быть культивируема, как растение в саду. Само желание культивировать любовь есть действие мысли.
Если вы вполне это осознаете, то увидите, какую важную роль в вашей жизни играет мысль. Мысль, очевидно, имеет свое место, но она никакого отношения не имеет к любви. То, что относится к мысли, может быть понято мыслью, но то, что не относится к мысли, не может быть схвачено умом. Вы спросите тогда, что же такое любовь? Любовь — это состояние бытия, в котором нет мысли; но само определение любви есть процесс мысли, и потому оно любовью не является.
Мы должны понять именно мысль, а не стараться поймать любовь с помощью мысли. Отрицание мысли не влечет за собой любви. Свобода от мысли существует только тогда, когда полностью понято все ее глубокое значение; для этого же необходимы не пустые, полные самомнения и поверхностные утверждения, но истинно глубокое понимание себя. Медитация, а не повторение, осознание, а не определение раскрывает пути мысли. Без постоянного осознания и познания на опыте путей мысли любовь не возможна.
Krishnamurti Jiddah
Life problems
THOUGHT AND LOVE
A thought that has emotional and sensual content is not love. Thought invariably denies love. Thought is based on memory, and love is not memory. When you think of someone you love, that thought is not love. You can remember your friend's habits, his manners, personal characteristics, you can think about pleasant and unpleasant situations in your relationship with him, but the images that are triggered by the thought are not love. By nature, thought divides. The feeling of time and space, of isolation and grief is born in the process of thought; and only when the thought process has stopped can love appear.
A thought inevitably feeds a sense of ownership, a state of possession that consciously or subconsciously generates jealousy. Where jealousy is without a doubt no love and yet, for most people, jealousy is considered a sign of love. Jealousy is the result of thought; This is the answer to the emotional content of the thought. When the feeling of possession or the feeling of being possessed by you meets an obstacle, emptiness arises and jealousy takes the place of love. It is precisely because thought plays the role of love that all difficulties and sorrows arise.
If you had not thought of another person, you would have to say that you do not love this person. Well, when you think about a person, is it love? If you didn’t think of a friend whom you think you love, you would be horrified, wouldn’t you? If you didn’t remember a friend who died, you would consider yourself unfaithful, not loving, etc. You would consider such a state as indifference, heartlessness, so you would start thinking about him, get his photographs, portraits, or create his image with the help of imagination. But if you fill the heart with the products of the mind in this way, then there will be no room for love. When you are with a friend, you do not think about him; it is only in his absence that the thought begins to recreate the scenes and experiences that are already dead. This revival of the past is called love. So for most of us, love is death, the denial of life; we live in the past, because we are dead, therefore we ourselves are dead, even though we call it love.
The process of thought constantly denies love. It is thought that has emotional difficulties, not love. Thought is the greatest hindrance to love. A thought creates a division between that which is, and that which should be, and morality is also based on this division; but neither morality nor its opposite know love. The moral structure created by the mind to jointly exercise control over social relations is not love; it is a curing process, similar to the setting of cement. Thought does not lead to love, thought does not cultivate love; for love cannot be cultivated like a plant in a garden. The very desire to cultivate love is an action of thought.
If you are fully aware of this, you will see the important role that thought plays in your life. The thought obviously has its place, but it has nothing to do with love. That which relates to thought can be understood by thought, but that which does not pertain to thought cannot be grasped by the mind. You ask then what is love? Love is a state of being in which there is no thought; but the definition of love itself is a process of thought, and therefore it is not love.
We must understand precisely the thought, and not try to catch love with thought. Denial of thought does not entail love. Freedom from thought exists only when all its deep meaning is fully understood; for this, one needs not empty, full of self-conceit and superficial statements, but a truly deep understanding of oneself. Meditation, not repetition, awareness, and not determination reveals the ways of thought. Without constant awareness and experiential knowledge of the ways of thought, love is not possible.