Арво Пярт - один из немногих современных композиторов, способных выразить в созвучии тонкое и зыбкое душевное состояние человека. Когда все прочие бегут куда-то, торопятся и гремят, минималист Пярт наоборот останавливается. Кладёт руки на клавиши и начинает звучать на другой волне, отличной от суеты реальности, на той, на которой в своё время звучали Моцарт, Бетховен, Бах. Но по-своему так, как звучит сегодня именно Арво Пярт.
Пульс жизни, материя мироздания создаётся, казалось бы, простыми пяртовскими созвучиями. Ярким примером такой музыки является "Spiegel im Spiegel" - произведение, до сих пор непонятное одним, и открывшееся тем, кто нашёл в себе силы, чтобы остановиться и впустить эту музыку в сознание. Арво Пярт - мастер музыкального образа. Именно образа, а не музыкальной картинки, образа - как определённого душевного состояния, как это описывал ещё Г. Нейгауз. "Spiegel im Spiegel" - переводится как "Зеркало в Зеркале". Во время прослушивания, у вас может появиться вопрос - где в этой музыке развитие? Но разве способностью встроиться в формальные, привычные нам нормы музыки - определяется состоятельность произведения? А можем ли мы слушать музыку, в которой нет преподнесённой нам драмматургии, в которой нет ничего кроме звука?
Сегодня музыка становится всё более и более имитационной. При помощи электронных инструментов и мастерства композиторов имитация, прораставшая много веков, достигла сегодня вершин. Многие научились имитировать реальность. Музыка же Пярта имитирует не внешнее, а внутреннее. Как время, идущее рядом с нами - ровные фортепианные четверти. И скрипка - возникающая как лоскутки воспоминаний о нашей собственной жизни. На фоне вечного, стройного и спокойного - отражение жизни в нас самих, тех, кто слушает сейчас это произведение. Подобно воспоминаниям, скрипичная тема то уходит немного вперёд, то возвращается на то же место, с которого начинала. Сменившись совершенно иной по настроению, вновь звучит так же светло, как и минуту назад.
Arvo Pärt is one of the few contemporary composers capable of expressing the subtle and shaky state of mind of a person in harmony. When all the others are running somewhere, hurrying and rattling, the minimalist Pärt, on the contrary, stops. He puts his hands on the keys and starts to sound on another wave, different from the bustle of reality, on the one on which Mozart, Beethoven, Bach sounded at the time. But in its own way, as Arvo Pärt sounds today.
The pulse of life, the matter of the universe, is created, it would seem, by simple Perth harmonies. A vivid example of such music is & quot; Spiegel im Spiegel & quot; - a work that is still incomprehensible to one, and opened to those who have found the strength to stop and let this music into consciousness. Arvo Pärt - master of the musical image. It is an image, not a musical picture, an image - as a certain mental state, as described by G. Neuhaus. & quot; Spiegel im Spiegel & quot; - translated as & quot; Mirror in Mirror & quot ;. While listening, you may have a question - where is the development in this music? But does the ability to integrate into the formal, familiar to us norms of music - is determined by the consistency of the work? But can we listen to music in which there is no drama to us, in which there is nothing but sound?
Today music is becoming more and more imitative. With the help of electronic tools and the skill of composers, imitation, which has grown through many centuries, has reached its peak today. Many have learned to imitate reality. The music of Pärt imitates not the external, but the internal. Like the time that goes with us - even piano quarters. And the violin - arising as a piece of memory of our own lives. Against the backdrop of the eternal, slim and calm - a reflection of life in ourselves, those who are listening to this work now. Like memories, the violin theme then goes a little forward, then returns to the same place from which it started. Replacing a completely different mood, again sounds as light as a minute ago.