ТЕЛЕПАСХА (Константин Арбенин)
На телеэкране – служба:
Чинуш посвящают в таинство...
А я причащаюсь Слуцким,
Самойловым и Левитанским.
В религию я не верю –
Господь уберёг, отнёс.
На все эти телевеяния
рукой прикрываю нос
И затыкаю уши.
Поскольку – в детстве ещё –
я не попом, а Пушкиным
набело был крещён
И понял, что Слово Богово –
это повести и стихи.
С тех пор не священник, а Гоголь
мои вымерял грехи.
Я сам выбирал попутчиков,
священных не чтя коров, –
меня наставляли Тютчев,
Достоевский и Гончаров,
И лампой в ночной пустыне
не раз подавали знак,
настольными став святынями,
Платонов и Пастернак;
Когда же бывало больно,
помогали не поддаваться
Евангелия от Вольпина,
от Горина и от Шварца.
Немало умелых зодчих
творили мой книжный храм –
Маяковский, Булгаков, Зощенко,
Ахматова, Мандельштам...
Пророков не счесть в отечестве.
Да только – кому нужны
эти благостные, застенчивые
взрыватели тишины.
Что спящим за поволокой
до мёртвых и до живых!
На кой им ляд Заболоцкий,
Твардовский и Петровых?
Уж лучше церковной властью
власть светскую ублажать,
уж лучше скулить и ластиться
к жирующим сторожам.
И топчет свой хлеб в столовых
Останкинская провинция
Говеющих остолопов –
не помнящих Солженицина,
не осознавших Гроссмана,
не ведающих Шаламова,
тупеющих под коростою
из вечно багровых шрамов.
Крещенному дулей социуму
мыслители не страшны:
анафема над Высоцким,
Вампиловым, Шукшиным –
кого не смололо время,
не расщепил елей,
тех запросто обезвредит
бездарность учителей,
тех семечками в газеты
выплюет «Желтгослит»,
ибо то, что не под запретом,
опасности не таит.
И незачем будет пастве
думать и возражать.
На телеэкране – Пасха:
Китеж без китежан.
Не скоро душа отмоется
От этого святотаинства.
Я чищу её Самойловым,
Слуцким и Левитанским, –
Как будто в гниющем погребе
Выкапываю из трухи
Божественные апокрифы –
Человеческие стихи.
В конце всего будет Слово.
Я знаю, за кем оно.
А что кому уготовано
и что кому суждено,
Что станет за всеми «измами» –
ответы ищу о том
не в церкви, не в телевизоре,
а в Чехове и в Толстом.
2004
TELEPASHA (Constantine Arbenin)
On the television screen - service:
Chinush is consecrated to the sacrament ...
And I take communion with Slutsky,
Samoilov and Levitan.
I do not believe in religion -
The Lord has taken away, taken.
On all these TV shows
I cover my nose with my hand
And I shut up my ears.
Because - in childhood even -
I'm not a priest, but Pushkin
he was baptized
And I realized that the Word of God -
this is a story and poetry.
Since then, not a priest, but Gogol
my sins measured out.
I myself chose fellow travelers,
sacred not honoring cows -
I was instructed by Tyutchev,
Dostoevsky and Goncharov,
And a lamp in the night desert
not just a sign,
desktops becoming shrines,
Platonov and Pasternak;
When it was painful,
helped not to succumb to
The Gospel of Volpin,
from Gorin and from Schwartz.
Many skillful architects
created my book temple -
Mayakovsky, Bulgakov, Zoshchenko,
Akhmatova, Mandelstam ...
Prophets can not be counted in the fatherland.
Yes, only - who needs
these good-natured, shy
fuses of silence.
What's sleeping for the hangman
to the dead and to the living!
Zoya and Zabolotsky,
Tvardovsky and Petrovs?
It is better church authority
the power of secular gratitude,
it's better to whine and get up
to the fatiguing watchmen.
And he tramples his bread in the dining rooms
Ostankino Province
Shattering dunces -
not remembering Solzhenitsyn,
not aware of Grossman,
who do not know Shalamov,
stupid under the bone
from eternally scarred scars.
Baptized societies duly
thinkers are not terrible:
anathema over Vysotsky,
Vampilov, Shukshin -
who did not grind the time,
did not split the oil,
those easily obvzvredit
mediocrity of teachers,
those seeds in newspapers
spit out "Zheltgoslit",
for what is not forbidden,
there is no danger.
And there will be no need to flock
to think and object.
On the TV screen - Easter:
Kitezh without cantes.
Not soon the soul will wash away
From this holiness.
I clean it with Samoilov,
Slutsky and Levitan, -
As if in a rotting cellar
Digging out of the trash
Divine Apocrypha -
Human poems.
In the end, everything will be the Word.
I know who it is for.
And what for whom is prepared
and that to whom it is destined,
What will become of all the "isms"
answers are looking for
not in the church, not in the TV,
but in Chekhov and Tolstoy.
2004